Лучший педагог года Итоги 2024

Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».

Елена Орлова
Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя речи – одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Логопед занимается исправлением и воспитанием звуковой стороны речи у детей. Недостатки произношения могут быть обусловлены либо тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки, либо тем, что у него не сформировались необходимые движения артикуляции (губ, языка) или выработались неправильные артикуляционные движения.

Темочки:

Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей.

Отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их речевую активность. Работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью детей, являющейся стимулом к развитию речи.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, дети переносят её в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре он овладевает элементами абстракции. Малыш познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими.

Особенно важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию. Игра помогает сделать учебный материал интересным, увлекательным, создает радостное настроение, ускоряет процесс усвоения знаний.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры- упражнения, включающие в себя только отдельные элементы игры. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей, имеющих различные нарушения речи и письма.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, обобщать.

Некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений.

1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 мин).

2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.

3. Игра должна быть живой, интересной.

4. В игре должен присутствовать элемент соревнования.

5. Выигравший должен быть отмечен.

6. В игре нужно добиваться активной речевой деятельности всех детей.

7. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью.

8. Особое место в игре отводится логопеду. Он должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

- Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах, предложениях.

- Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве.

- Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

Сюда можно отнести игры, занимательные задания и упражнения по русскому языку. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, предлоги, простые и сложные предложения и т. д.

Предлагаю примеры нескольких игр.

Игра «Наоборот»

Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «глубокий», «мелкий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий».

Содержание и ход игры.

Ребенку даются картинки, которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

дом мальчик

танк гриб

самолет зайчик

2 вариант

Можно бросать мяч ребенку и называть слово. Ребенок ловит мяч, отвечая противоположным словом и возвращает мяч.

ЛОГОПЕД РЕБЕНОК

толстый тонкий

высокий низкий

длинный короткий и т. д.

Здесь также можно использовать и другие игры такие, как- «Построим домики и посадим рядом деревья», «Закончи предложение», «Мы учимся летать» и др.

Игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая цель. Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Геометрические фигуры( 5-7 комплектов); круги – красные, зеленые, желтые, треугольники- синий, белый, квадраты – красный, зеленый, желтый.

Содержание и ход игры.

Детям раздаются комплект геометрических фигур. Они должны будут их разложить в определенном порядке.

Например:

- круг – круг – круг

- квадрат- квадрат- квадрат

-треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет. Логопед обращает внимание детей на форму геометрических фигур и ее особенности.

ЛОГОПЕД ДЕТИ

Имеет ли круг углы? нет

Сколько углов у квадрата? четыре

Сколько углов у треугольника? три и т. д.

Также здесь можно использовать игры – «Телевизор», «Отгадай загадки Буратино», «Сконструируй из геометрических фигур» и многие другие игры.

Не забывайте о том, что подбирая игры необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей. Надеюсь, что моя рекомендация поможет вам в работе с детьми.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы СЕНТЯБРЬ Участие педагогов в обследовании речевого развития детей. Круглый стол: «Приоритетные задачи психолого-педагогического состава.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: - анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 11:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Орлова (УИ 278169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД