Ольга Афанасьева
Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция видов деятельности : материалом занятия охвачены образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Музыкальное развитие». Цель: Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Передавать строение разнообразных деревьев. Продолжать развивать умение располагать части изображения на листе, рисовать красками. Развивать фантазию у детей, умение предать радостное настроение. Совершенствовать диалогическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы. Продолжать воспитывать культуру речевого общения. Расширять запас слов (пейзаж, цветовые сочетания, линия горизонта). Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы»; Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных); Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова; Совершенствование умения рисовать предметы по памяти, передавая цвет в рисунке. Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха; Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
Публикация «Методическая разработка интегрированного занятия на тему „Русская зима“ для детей старшей группы в ДОУ» размещена в разделах
Развитие координации речи с движением, творческого воображения; Развитие зрительно-моторных координаций. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии; Воспитание самостоятельности, инициативности, бережного отношения к природе. Программное содержание: Познакомить детей с образом русской зимы, переданным в произведениях разных видов искусства (поэзии, музыке, декоративно- прикладном искусстве, и вызвать у них чувство любви к родной природе, воспитывать эстетическое отношение к ней, формировать способность воспринимать жанровое своеобразие искусства, умение определять характер художественного произведения. Художественная литература: Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы); загадки, потешки о зиме. Музыкальный репертуар: «На тройке» муз. П. И. Чайковского; «Зимняя песенка» муз. М. Красева, рус. нар. плясовая (по выбору педагога). Материалы: Кокошники из плотного картона, кушаки из цветной гладкокрашеной ткани, аппликативные формы из цветной фольги, краски гуашевые, кисти для рисования, клей. Ход занятия : Занятие проводится в групповой комнате. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о зиме: «Скатерть бела весь мир одела» (Снег, «С неба звездой, а в ладошку водой» (Снежинка, «Как по небе с севера, плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала — сыпала На поля — озерушки, белый пух, да перышки» (Зима). Дети отгадывают загадки. Воспитатель: Эти загадки придумал русский народ. Вот такими красивыми словами можно сказать о зиме. А теперь послушайте, как о русской зиме говорит Николай Алексеевич Некрасов. (Читает стихотворение «Не ветер бушует над бором…»). Какая зима изображена в этом стихотворении?
Дети отвечают, вспоминая и повторяя эпитеты или целые строчки из стихотворения, дают свою оценку изображенной картине зимней природы: «красивая», «сказочная», «величавая», «великолепная». Воспитатель: какое настроение передано в этом стихотворении? Какое у вас возникло чувство после его прослушивания? Дети: Это стихотворение торжественное, праздничное. Оно вызывает чувство радости, восхищения красотой зимней природы. Воспитатель еще раз читает два — три двустишия из стихотворения. Следующая часть занятия музыкальная. Воспитатель: о русской зиме говорится не только в стихах и загадках. Она отражается и в музыке. Послушайте отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «на тройке» (пьеса исполняется на фортепиано или на записи). Как вы думаете, какое настроение передано в нем? Дети: подбирают подходящие определения и характеристики: «веселое», «радостное», «Слышен звон бубенчиков — это скачет тройка лошадей». Воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить знакомую песню о зиме. Дети исполняют «Зимнюю песенку» муз. М. Красева. Воспитатель: какого характера песня, которую вы только что исполнили? О чем в ней поется? Дети отвечают, подбирая определения, подходящие характеру музыки: «веселая», «озорная», «в ней поется зимних играх, забавах и т. д. Воспитатель: мы с вами тоже можем изобразить русскую зиму в рисунках. А для веселых игр — забав, которые дарит нам зима, нарисуем и наклеим красивые узоры на кокошниках — для девочек, на кушаки — для мальчиков. Дети садятся за столы и принимаются за работу. Одни разрисовывают кокошники, другие вырезают из фольги разные геометрические формы и наклеивают их на кушаки. Группа детей (пять человек) с хорошими навыками в рисовании рисует зимний лес на мольберте. Закончив работу, дети рассматривают результаты своего труда6 разрисованные кокошники, кушаки, коллективную работу (рисунок зимнего леса0 — и оценивают их. Затем девочки надевают кокошники, мальчики — кушаки, усаживаются рядом и читают знакомые стихи, потешки о зиме. В заключении занятия воспитатель предлагает детям поплясать, исполняя русскую плясовую мелодию. Дети исполняют пляску — импровизацию.
Рефлексия (итог). Воспитатель: как вы считаете, вы справились сегодня с заданием? Что было интересного? Что вы узнали нового? Спасибо, ребята!