Корнеева Ольга
Выявление актуального уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе муниципального казенного бюджетного дошкольного образовательного учреждения, д. Шевели, с дошкольниками средней группы «Солнышко» в количестве десяти человек в возрасте четырех лет.
С целью выявление актуального уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста, нами была использована методика «Кукла Маша» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.
Публикация «Выявление актуального уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Обследование проводилось после того, как состоялось знакомство с детьми, был установлен с ними эмоциональный контакт, и они охотно вступали в речевое общение. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в игровой комнате группы, между режимными моментами: утренней прогулкой и обедом. Для диагностики выбраны хорошо знакомые детям игрушки: кукла, два чайных сервиза.
Беседа длилась не более пятнадцати минут. Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы ребенка вызывали одобрение, поддержку. Если у ребенка возникали затруднения с ответом, ему была оказана помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, но в протоколе отмечалось невыполнение задания.
Для проведения диагностики и оценивая уровня развития словаря детей среднего возраста определены следующие критерии:
1) понимание слов, а также разных значений многозначного слова (ручка, кукла);
2) понимание и употребление обобщающих слов (одежда, посуда);
3) умение подбирать слова, называющие признаки, качества и действия, к названию предметов (существительные, глаголы, наречия);
4) умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Описание методики «Кукла Маша».
1. Скажи, что такое кукла!
Цель: понимание слова и его значения (однозначное/многозначное)
Инструкция: показать ребенку куклу, задать вопрос: «Скажи, что такое кукла?».
а) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);
б) называет отдельные признаки (кукла красивая, это кукла Маша) и действия (она стоит);
в) не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле Маше одежда?
Цель: понимание значений обобщающих слов.
Инструкция: показать ребенку куклу, задать вопрос: «Какая на кукле Маше одежда?».
а) Ребенок называет более трех слов (косынка, платье, гольфы, фартук, трусики);
б) называет более двух вещей;
в) показывает, не называя.
3. Дать задание кукле Маше.
Цель: подбор действия к названому предмету.
Инструкция: показать ребенку куклу. Попросить ребенка дать кукле задания: «Попроси, чтобы кукла Маша побегала, похлопала в ладоши, поклонилась».
а) Ребенок дает правильные формы (Маша, пожалуйста, похлопай в ладоши (побегай);
б) дает только глаголы – похлопай, поклонись;
в) дает неправильные формы.
4. К кукле Маше пришли гости.
Цель: понимание и употребление обобщающих слов.
Инструкция: начать с рассказа о том, что к кукле Маше пришли гости. Она завет их к столу. Задать вопрос ребенку: «Что Маша поставит на стол?».
а) Ребенок называет обобщающие существительные (посуда, угощение);
б) перечисляет отдельные предметы посуды, угощения (кружка, чайник, торт, конфеты);
в) называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь.
Цель: понимание слова и его значение обобщающего слова.
Инструкция: задать ребенку вопрос: «Какую посуду ты знаешь?».
а) Ребенок называет более четырех предметов;
б) называет два предмета;
в) называет один предмет.
6. Где у Маши …
Цель: понимать значение слова.
Инструкция: задавать по очереди вопросы: «Куда Маша положит хлеб?», «Где у Маши лежит сахар?», «Где Маша хранит соль?», «Какой столовый прибор положит Маша рядом с тарелкой супа?».
а) Правильно отвечает на все вопросы (хлебница, сахарница, солонка);
б) ответил на три вопроса;
в) выполнил только одно задание.
7. Сравни два сервиза.
Цель: сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Инструкция: На стол поставить два разных чайных сервиза. Показывая ребенку на чайные сервизы задать вопрос:
«Чем отличаются эти предметы?».
а) Называет по цвету (форме и величине);
б) перечисляет отдельные признаки (эта чашка – зеленая, эта – красная, эта – высокая);
в) называет одно отличие.
8. Назови, что это?
Цель: по признакам предмета определять его название.
Инструкция: задать по очереди вопросы: «Стеклянный, прозрачный – это?», «Металлическая, блестящая – это?», «Глиняное, расписное – это?».
а) Выполняет все задания (стакан или ваза, нож или вилка, тарелка или блюдо);
б) выполняет два задания;
в) выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово.
Цель: сравнивать предметы по размеру, величине, признаку.
Инструкция: задать по очереди вопросы: «Одна тарелка глубокая, а другая?», «Один стакан высокий, а другой?», «Эта чашка чистая, а эта
?».
а) Правильно подобрал все слова (мелкая, низкий, грязная);
б) выполнил два задания;
в) выполнил одно задание.
10. У чашки есть ручка.
Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова.
Инструкция: попросить ребенка назвать все ручки, какие он знает.
а) Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
б) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
в) показывает ручку у чашки.
Правильность и выполнения заданий полнота ответов оценивалась в баллах. Критерии оценки развития словаря у детей среднего дошкольного возраста в баллах :
вариант а – 3 балла;
вариант б – 2 балла;
вариант в – 1 балл.
Выводы об уровне развития словаря детей :
Высокий уровень (от 25 до 30 баллов). Понимает слова и разные значения многозначного слова. Употребляет обобщающие слова. Умеет подбирать слова, называющие признаки, качества и действия, к названию предметов. Сравнивает и называет предметы по размеру, цвету, величине. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста.
Средний уровень (от 15 до 24 баллов). Не в полной мере понимает значения многозначного слова. Не всегда может подбирать обобщающие слова. Возникают трудности при подборе слова, называющие признаки, качества и действия, к названию предмета. При сравнивании предметов по размеру, цвету, величине допускает ошибки. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Отличается не высоким лексическим запасом словаря.
Низкий уровень (от 10 до 14 баллов). Не понимает значения многозначного слова. Не может подбирать обобщающие слова. Не знает слова, называющие признаки, качества и действия, к названию предмета. Не умеет сравнивать предметы по размеру, цвету, величине допускает ошибки. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом. Словарь ребенка скуден.