Лучший педагог года

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией (1 фото)

Мовенко Светлана Михайловна
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией
▼ Скачать + Заказать документы

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"

Платон

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

Публикация «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией» размещена в разделах

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель на занятиях ритмики с младшими школьниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях хореографией :

1. Развитие музыкальности.

-Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,

-понимать содержание.

-Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

-Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

-Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.

Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

6. Развитие способностей фантазии и импровизации.

7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше

Обязательная одежда и обувь для занятия :

Для девочек. Гимнастический купальник. Балетки белого цвета, носки и лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.

Для развития творческой исполнительской деятельности в танце,

детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) - " согласие, лад, красота ".

Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И. В полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с

практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.

Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Цель музыкальных занятий на уроках хореографии :

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала.

А также развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки

и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).

На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой - это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.

В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как "Паровозики", "Пингвины", "Котята", "Лягушки" и т. д.

"Музыкальная ритмика"

С целью помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику "Музыкальная ритмика" для детей младшего школьного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и "пропевать" танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Танцевальные этюды из "Музыкальной ритмики" :

1. "Петушок" из собрания "Детские потешки"

для детей 6 -летнего возраста.

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь

Деткам спать не даешь?

2. "Тили-тили" из собрания "Детские потешки"

для детей 6-7 летнего возраста

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром

Заливает Кошкин дом.

3. "Курица-красавица" стихи К. Чуковского

для детей 6-7 летнего возраста

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот-

Сказочку расскажет, песенку споет.

4. " В магазине игрушек" стихи В. Берестова

для детей 6-7 -летнего возраста

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас в магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

5. "Новогодняя" стихи К. Чуковского для детей 6-7летнего возраста

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе снами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки-

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой и серебряной бумаги

Потому что у ворот

Постучался Новый Год!

Новый, новый, молодой

С золотою бородой!

Были также разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцуют:

1. "Угадай-ка"

Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и сразным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры- птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.

А теперь поиграем в "Угадай мелодию".

2. "Тик-так"

Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.

Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

3. "Повторяй-ка»

Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.

4. "Поиграем в тишину"

Что такое пауза и как её просчитать.

5. "Слушаем и рассказываем"

Слушаем Вальс Доги к кинофильму" Мой нежный и ласковый зверь ".

Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?

Анализируем музыкальное произведение.

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

6. "Маленькие фантазии"

Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?

Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер?

В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.

Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.

Методика "Радужная полянка" для разучивания танцев с детьми 6-летнего возраста, придерживается следующих основных принципов:

- Правильный подбор музыкального произведения.

- Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.

- Разнообразие движений и высокая динамичность.

Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.

- Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".

- Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.

- Активная роль концертмейстера на занятиях.

- Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.

- Разучивание детских танцев через игры "Зеркало" и "Радужная полянка".

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.

На занятиях я использую наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога, репродукции знаменитых художников (о балете и музыке, звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

Пришли к выводу, что "Музыкальная ритмика" способствует более быстрому развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией

На занятиях "Музыкальная ритмика" педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы: живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.

Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и

более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Литература.

1. В. Морозов. "В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 1965. - 18 с.

https://урок. рф/library/kruzhok_mir_tantca_130459.html

2. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М. : Музыка, 1984. - 180 с.

https://nashol.com/2015081586094/muzika-i-dvijenie-bekina-s-i-lomova-t-p-sokovnina-e-n-1984.html

3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики "Ритмика". Пермь, 1997

https://ocherschool1.ru/data/documents/ritmika_2.pdf

Публикации по теме:

План повышения профессионального уровня «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Консультация «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С. Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических.

Консультация для родителей «Всестороннее развитие ребенка в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» Консультация для родителей на тему: «Всестороннее.

Мастер-класс на тему «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Пугачева Саратовской области» Конспект для проведения мастер.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности» 1 слайд Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Подготовила воспитатель МБДОУ №135 Мосеева.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки (Из опыта работы) Актуальность. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников» «Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А. И. Буренина. Цель: Влияние музыкально-ритмических движений на общее.

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений (из опыта работы) Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений Вступление В настоящее время к организации обучения и воспитания.

Консультация «Театрализованная деятельность — это всестороннее развитие ребенка»Консультация «Театрализованная деятельность — это всестороннее развитие ребенка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 20:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией» (включая файлы) размещена пользователем Мовенко Светлана Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД