МААМ-картинки

Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»

Анастасия Фесенко
Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Самое лучшее, что есть в жизни

– это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Цель: Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников.

Задачи:

1. познакомить с основными понятиями музыкально-ритмических движений.

2. способствовать овладению знаниями, умениями использования музыкально-ритмических движений.

3. Подтолкнуть педагогов на развитие творческих способностей у детей, музыкальности и коммуникативных навыков;

Введение

Публикация «Семинар „Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников“» размещена в разделах

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Идея синтеза музыки и движения была раскрыта швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком – Далькрозом, который разработал на ее основе уже в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии. Заслуга Э. Жака – Дадькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения : музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака – Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленный также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения и фантазии, способности к импровизации и движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Музыка и движения имеют много общих параметров, к которым относятся:

• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

Развивающие задачи музыкально-ритмических движений :

развитие творческих способностей (умений сочинять несложные плясовые движения, умений импровизировать, самостоятельно создавать пластический образ);

развитие музыкальной памяти;

развитие коммуникативных навыков.

формирование навыков выполнения музыкально-ритмических движений :

Основные:

Ходьба – бодрая, спокойная, на носках, пружинящим, топающим шагом; бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы; прыжковые движения – разнообразные сочетания прыжков на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков.

Музыкально-ритмические упражнения :

Упражнения на плавность движений, махи, пружинность, упражнения на развитие гибкости и пластичности, координации рук и ног, с предметами и без них.

Имитационные движения :

Образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ.

Плясовые движения :

• Элементы народных плясок и детского бального танца, танцевальные упражнения, шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, вальсовый шаг и т. д.

• формирование умения находить свое место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны;

• формирование навыка танцевальных движений : шаг на припадании, переменный шаг, вальсовый шаг, различные виды галопа;

• формирование умений ориентироваться в пространстве;

• расширение музыкального кругозора детей

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

«МОКРЫЕ КОТЯТА»

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»«головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«СНЕГОВИК»

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

«ЗАЙЦЫ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в

паровозике на стульчиках.

Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую

пульсацию.

Описание:

дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит,

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»

Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.

Описание:

под музыку «Физкультурный марш» М. Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание:

дети выполняют движения под слова песни на музыку

М. Гоголевой.

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над

Головой

«ТУК-ТУК»

Цель: развивать чувство ритма, речь под сопровождение.

Описание:

мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза) Тук.

Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук.

Справа. Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками) Тук-тук-тук.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди) Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

«УХ, ЛОЖКИ!»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с

музыкальным сопровождением.

Описание:

дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф. Шуберта «Экосез». Они

выполняют движения с ложками :

такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой, соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.

Формировать умение ритмически выделять музыкальное

предложение.

Описание:

Под музыку Г. Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки.

«ХОЛОДНО – ТЕПЛО»

Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.

Описание:

Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.

На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху.

Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»).

Публикации по теме:

План повышения профессионального уровня «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация «Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста» Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического.

Консультация Значение музыкально-ритмических движений в развитии произвольного поведения детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детства значимо как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде.

Мастер-класс на тему «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Пугачева Саратовской области» Конспект для проведения мастер.

Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста. Разработала музыкальный руководитель.

Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника»Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника» 4 октября 2017 года на базенашего МБДОУ «Нивенский д/с» прошел семинар для педагогов и родителей "Влияние взаимосвязи музыки и других видов.

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольного учреждения. Базируясь на обязательных.

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений (из опыта работы) Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений Вступление В настоящее время к организации обучения и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 17:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Влияние музыкально-ритмических движений на общее развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Фесенко (УИ 1412768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД