Татьяна Забегина
Консультация «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С.
«Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки»
Публикация «Консультация „Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Консультации
- Темочки
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Количество детей с речевой патологией постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.
Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук).
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и педагоги должны уделять этому особое внимание.
Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.
С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук.
Ниже приведены игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики.
1. Покатай между ладошек.
Цель: самомассаж ладоней.
Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.
Описание упражнения
Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук
2. Веселые ладошки.
Цель: развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней
Описание упражнения
Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками:
Хлоп!
(Хлопнуть в ладоши.)
Раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Еще
(Хлопнуть в ладоши.)
раз!
(Легко ударить себя по коленям.)
Мы похлопаем сейчас.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой.)
3. Собираем разбираем.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.
Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).
Описание упражнения
Ребенок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец.
В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе.
Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, игрушками-гнездами, кубиками.
4. Мы художники
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.
Оборудование: мозаика (пластилин, книжка-раскраска).
Описание упражнения
Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы.
Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскрасок (следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).
5. Кто быстрее.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.
Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами (пуговицами, фасолью или элементами мозаики, прищепки.
Описание упражнения
Вариант 1
Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.
Вариант 2
Дети снимают, а затем вновь пристегивают прищепки на края коробочек. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.
6. Чья машинка будет первой.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.
Оборудование: две игрушечные машинки на веревочках. Концы веревок привязаны к палочкам (по середине). Палочки должны иметь длину 20 см, а в сечении быть не менее двух см.
Описание упражнения
Два ребенка сидят на стульях, поставленных рядом, и держат в руках палочки. Машинки на веревочках стоят перед ними на расстоянии двух метров. Под задорную музыку дети начинают наматывать на палки свои веревочки — машинки приближаются к соревнующимся детям. Чья машинка приедет первой, тот из детей победит в соревновании.
7. Ловкие ручки
Цель: развитие подвижности и силыпальцев рук, точности их движений;закрепление в речи звука Р.
Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребенка и один для педагога.
Описание упражнения
Дети сидят за столом, поют а акапелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.
Эта ручка — правая,
(сжать мячик правой рукой)
Эта ручка — левая,
(переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)
Я на мячик нажимаю
(перекладывать мячик их руки в руку, каждый раз его сжимая)
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
(мячик катать между ладонями)
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
(катать мячик по столу правой ладонью)
Сильные, умелые!
(катать мячик по столу левой ладонью)
8. Ha горе
Цель: развитие подвижности кистей рук, скорости и синхронности их движений; закрепление в речи звука Р.
Описание упражнения
Дети стоят полукругом. Руки опущены и сжаты в кулаки. Дети вместе с педагогом поют а капелло и выполняют движения кулаками.
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(один кулак поставить на другой)
А на той горе лужок,
(ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками)
А на том лужке дубок.
9. Играем на дудочке.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи звука Р.
Описание упражнения
Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом, поют а капелло потешку вместе с педагогом. Одновременно с пением, педагог и дети выполняют движения пальцами, имитируя игру на дудочке; кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная.
10. Играем на пианино
Цель: развитие подвижности, координации движений пальцев рук.
Описание упражнения
Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом а капелло песенку. Одновременно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, имитируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог пропеваемой песни синхронно поднимаются и опускаются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизинца, а затем в обратном порядке). Начинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.
Жи-ли у ба-бу-си
1 2 3 4 5 4
Два ве-се-лых гу-ся:
1 2 3 4 5 4
О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,
1 2 3 4 5 4 3 2
Два ве-се-лых гу-ся.
1 2 3 4 5 4
Условные обозначения: большой палец — 1, указательный — 2, средний — 3, безымянный — 4, мизинец — 5.
11. Солнышко-ведрышко
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи шипящих звуков.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках, поют а капелло потешку и выполняют следующие движения пальцами рук. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.
Солнышко,
(поставить вертикально ладони рук и растопырить пальцы, как лучики)
Ведрышко
(сложить ладони чашей,
Выгляни в окошечко.
(сложить ладони домиком и заглянуть под них, как в окошечко)
Твои деткиплачут,
(прикрыть лицо ладонями.)
По камешкам скачут.
(постучать кончиками пальцев по коленям.)
12. Смешные человечки
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; автоматизация в речи звука С.
Описание упражнения
Дети стоят парами лицом друг к другу выполняют совместные движения и поют а капелло слова стишка. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.
Бежали мимо речки
(каждый ребенок «бежит» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка — от локтя вверх к плечам)
Смешные человечки
Прыгали, скакали,
(каждый ребенок «прыгает» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка — от локтя вверх к плечам)
Солнышко
(каждый ребенок показывает другому ладони с растопыренными пальцами.)
встречали.
(дети дважды хлопают по ладоням друг друга)
Забежали на мосток,
(дети переплетают друг с другом пальцы соответственно правых и левых рук, изображая мостик.)
И с мосточка в речку
(Дети отводят в стороны, соединенные руки, расцепляют пальцы и бросают руки вниз.)
Скок!
13. Ладонь - кулак
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Вариант 1
Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук. Исходное положение рук: левая кисть сжата в кулак, пальцами к себе, а правая ладонь упирается вытянутыми пальцами в нее. Затем кисть правой руки сжимается в кулак, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулачок левой. Движения должныбыть быстрыми и точными. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.
Вариант 2
Дети сидят за столом перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук.
а) Исходное положение кистей рукна столе: обе ладони лежат рядом тыльной стороной кверху.
Под ритмичную музыку обе ладони одновременно то сжимаются в кулаки, то разжимаются.
б) Исходное положение кистей рук на столе: левая рука сжата в кулак, а правая положена на стол ладонью.
Под ритмичную музыку кисти рук совершают противоположные движения, то сжимаясь в кулак, то разжимаясь в ладонь. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.
14. Ладошки
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.
Описание упражнения
Дети сидят или стоят. Вместе с педагогом дети поют песенку и выполняют соответствующие движения руками:
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки,
(хлопать в ладоши)
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко. Да!
(опустить руки на колени)
Ладушки плясали, Деток забавляли,
(вращать кистями)
Ля-ля-ля-ля, ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля!
(опустить руки на колени)
По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.