Людмила Череменова
Консультация для родителей «Всестороннее развитие ребенка в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»
на тему: «Всестороннее развитие ребенка в процессе экспериментирования»
Подготовила:
Череменова Людмила Кирилловна,
воспитатель
Саров,
2019
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Темочки:
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
(древнекитайское изречение)
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно помочь ребенку, предложив создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. Можно предложить придумать названия этим напиткам.
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на батарею и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом и т. д. Обычно на вопрос: - как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки); у нас есть вдох и выдох;
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- вдунь шарик в бутылку;
- может ли воздух быть сильным? Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком : песчаный конус (течения песка); свойства насеянного песка; свойство мокрого песка; песочные часы; своды и тоннели.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача взрослого - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво педагог учит ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность - то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус. Общение с природой знакомит детей с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на Земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).
Самое важное в работе с природным материалом - умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (елку, ежика, дикобраза, ракету). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон - прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котенка, с другой - на вазу, а если посмотреть снизу - на летающую тарелку.
Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форм и цвет, но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления - прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование, сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу - развить задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке. Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например, убрать лишнее - отломить, оторвать, отрезать, открутить, отщипнуть - или, наоборот, добавить недостающее - прилепить, прикрутить, приклеить, то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи: - всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах,
- видеть интересный образ - на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;
- создавать задуманный образ - подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;
- рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки, по возможности исправлять их;
- рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку натуры.
C давних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами: шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение. Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь.
Веселые игры с природными материалами, простейшие манипуляции с ними дадут ребенку представление об их разнообразия.
Литература:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Младший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
3. Людмила Рыжова. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания,д/гуверн. и родит. Детство-пресс. 2014. - 204с.