Светлана Шатова
Методическая разработка темы на ноябрь «Живой мир Земли» (подготовительная группа) II-неделя «Что сначала, что потом?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на ноябрь «ЖИВОЙ МИР ЗЕМЛИ» (подготовительная группа)
Тема I недели: «Что сначала, что потом?»
(рост, развитие, размножение в живой природе)
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи:
- формирование основных представлений о живой и неживой природе, развитии жизни на Земле;
Публикация «Методическая разработка темы на ноябрь „Живой мир Земли“ (подготовительная группа) II-неделя „Что сначала, что потом?“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- формирование представлений и установление причинно-следственных связей о круговороте воды в природе, понятий о гидросфере, атмосфере Земли.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о живом и неживом мире;
- развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью, основы логического мышления;
- развитие навыков сотрудничества, партнерства.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологически грамотного поведения, интерес и любовь к природе;
- воспитывать у детей уважение к людям труда (геолог, шахтер, шофер, кондуктор, экскурсовод, регулировщик движения);
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга.
Методы и приемы организации деятельности:
- беседы познавательного характера;
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий на тему "Животные", "Динозавры", "Пресмыкающие", "Млекопитающие", "Живой мир", "Возникновение жизни" и т. д. ;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения, исследовательская деятельность;
- работа с моделями (возникновения жизни на Земле, взаимосвязи живой природы с условиями жизни и жизнедеятельности людей; придумывания сказок) и др. ;
- использование художественного слова, стихов, загадок;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка демонстрационного и раздаточного материала, подготовка развивающей среды;
- привлечение родителей к совместному с детьми поиску информации по теме, участию в образовательном процессе своего ребенка;
- чтение с детьми художественных произведений о дружбе, правилах поведения, познавательной литературы (энциклопедии по теме).
Прогнозируемые итоги:
- целостное представление у детей о живой и неживой природе на Земле, ее обитателях, способах размножения и развития;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности со взрослыми, обогащение словаря;
- проявление у детей активности, самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- осознанное желание бережно относиться к природе;
- совершенствование экологической среды группы;
- проявление интереса у родителей к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.
1-й день:
Организованная образовательная деятельность
Основы математических представлений "Поможем птицам"
Построение моделей типа логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом (птицы на ветках). Представление о числах числового ряда в пределах 20. Состав числа 4 из двух меньших (расселить птиц в домики и накорми). Построение модели типа часов для развития представлений о месяцах года.
ИЗО-деятельность: аппликация с использованием осенних листьев "Птицы на юг улетают"
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа «птицы». Как выводят потомство (яйца); как дышат, органы чувств; сравнить, изобразить рост схематично.
Д/ игры: «Ассоциация», «Пантомима» (загадывание объектов живой природы; на развитие коммуникативных навыков, выразительности движений, мышления, воображения).
Прогулка: Наблюдения за поведением птиц. С чем связан отлет птиц (с исчезновением насекомых, замерзанием водоемов, похолоданием)
Птицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)
П/ игра: «На месте замри», «Совушка-Сова», «Зимующие или перелетные».
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить с/р игру "Зоомагазин"
Создать условия и предложить д/игры (по теме проекта) :
«Кто чем питается?», Чей хвост?», «Путаница», «Рыба, птица, зверь».
Предложить строительство зоопарка из различных видов конструкторов.
Развивающая среда
Наборы игрушечных или самодельных животных, птиц, насекомых, рыбок и т. д.
Иллюстрации, энциклопедий по теме "Птицы России".
Работа с родителями
Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц и заготовки кормов (конкурс на лучшую кормушку).
2-й день:
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи и основы грамоты "Змея и рыба". Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, в речевой диалог; побуждать передавать содержание сказки в форме инсценировки; рассуждать. Активизировать прилагательные. Поддерживать интерес к письменной речи. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. (Парамонова, стр. 600)
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа «О животных, которых не любят» (рыбы, земноводные, рептилии). Как выводят потомство (икра, личинки, мальки); как дышат, органы чувств; сравнить, изобразить рост схематично.
Д/ игры: «Что перепутал художник», «Ноги, хвост, крылья».
Прогулка:
Наблюдение за воробьем: углубить знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей. Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет?
П/ игры: «Змейка» (задача водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков, «Море волнуется раз».
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить настольные д/игры (по теме проекта).
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах и с/р игры – по выбору детей.
Развивающая среда
Иллюстрации, энциклопедии по теме "Рыбы, земноводные, пресмыкающие"
Работа с родителями
Подготовить ответы на вопросы (по инициативе ребенка и его родителей)
по теме "Необычные животные".
3-й день:
Организованная образовательная деятельность
Познание окружающего мира, основы математических представлений, логического мышления. Обобщение знаний и представлений об особенностях внешнего вида насекомых; дать детям элементарные представления о полезности насекомых (опыляют растения, переносят семена, являются пищей для птиц и некоторых животных); умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых) - построение наглядной модели; воспитывать уважение к каждому живому существу. Освоение понимания чисел второго десятка, их записью.
ИЗО-деятельность: "Стрекоза и муравей". Чтение басни Крылова, обсуждение морали басни, характера персонажей. Вспомнить строение тела насекомых, демонстрация способов их рисования и средств выразительности. Рисование композиции по выбранному сюжету.
Совместная деятельность педагога и детей
Игра «Ладонь в ладонь»
Игра-имитация «Отгадай, кого я загадал» (при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, остальные отгадывают).
Прогулка: Наблюдение за первым снегом: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное ( свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима – предзимье. Снег стаял. А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик – а зевать не велит).
П/ игра: «Когда это бывает?»
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Создать условия для сочинения сказок по названию "Я - муравей. " (любое название насекомого по выбору ребенка)
Развивающая среда
Иллюстрации, энциклопедии по теме "Куда деваются насекомые зимой".
4-й день:
Организованная образовательная деятельность
Конструирование из бумаги: "Наши меньшие братья" (животные). Освоение способа техники "объемная скульптура" - из конуса, цилиндра; умения преобразовывать плоский материал в объемные формы через практическое экспериментирование с бумагой; активизировать воображение. (Парамонова, стр. 193, 227)
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа «млекопитающие». Как выводят потомство (рождение детенышей, вскармливание молоком). Травоядные и хищники.
Д/ и: "Найди каждому свое место и назови" ( построение модели с помощью кругов Эйлера: звери, рыбы, птицы, насекомые, земноводные).
Прогулка: Наблюдение за изморозью и инеем: иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи; знания о солнце (светит, но не греет). Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле, предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).
П/ игры: «Волк и зайцы», «Водопой».
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Создать условия и предложить д/ игры: «Кто лишний?», «Чей силуэт?», «Зоологическое лото», «Кто что ест», «Хищники и травоядные».
Развивающая среда
Иллюстрации, энциклопедий по темам "Мир млекопитающих", "Киты и дельфины".
5-й день:
Организованная образовательная деятельность
Безопасность: "Конфликты между детьми". Обыгрывание различных ситуаций, обсуждение. Формировать умение самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека.
Экспериментальная деятельность: в уголке природы за разными растениями; развивать умение сравнивать два растения по особенностям внешнего строения (вид стебля, корня, форма листьев, вид семян); пользоваться словами, обозначающими признаки растения; поддерживать интерес к уходу за комнатными растениями. Изготовить условные знаки (сколько света, воды надо каждому цветку).
Совместная деятельность педагога и детей
Беседа «Из чего можно вырастить растение?» (на основе иллюстраций)
Д/ игры:
1) "Путешествие семечки" - разложить последовательную схему условными знаками;
2) "Найди каждому свое место и назови" ( построение модели с помощью кругов Эйлера: деревья (лиственные, хвойные, кустарники, цветы и травы; звери, рыбы, птицы, насекомые, земноводные).
Прогулка:
Наблюдение за деревьями: уточнить строение деревьев; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы (растения приготовились к зиме; деревья стоят без листьев, но почки есть; деревья уже не растут, находятся в покое). Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Стихотворение А. С. Пушкина «Осень».
П/ игры: «Раз, два, три, к березе беги.», «Когда это бывает».
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия для организации выставки поделок, детских работ.
Участие в презентации.
Создать условия и предложить деятельность по выбору детей.
Развивающая среда
Иллюстрации, энциклопедий по темам "Рост и размножение растений", "Как растения готовятся к зиме".
Работа с родителями
Выставка детских работ для родителей.