Светлана Шатова
Методическая разработка темы на сентябрь I-я неделя: «Учиться в школе — Здорово!» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на сентябрь «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Тема I недели : «Учиться в школе – ЗДОРОВО!»
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи: - формировать мотивационный интерес к школьному обучению;
- формировать у детей представления о школе, расширять знания детей о "Дне знаний";
- знакомить с профессией учителя.
2. Развивающие задачи:
Темочки:
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- развивать познавательный и мотивационный интерес к школе;
- развивать творческие способности, коммуникативные навыки.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к профессии учителя;
- воспитывать волевые качества ребенка;
Методы и приемы организации деятельности:
- беседы познавательного и проблемного характера;
- постановка и решение вопросов;
- наблюдения, экспериментально-исследовательская деятельность;
- использование художественного слова, демонстрации произведений искусств, просмотр мультфильмов;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и проблемные ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка методических пособий, развивающей среды;
- привлечение родителей к организации фотовыставки (когда они учились в школе);
- информационное консультирование родителей по психологической и эмоциональной подготовке ребенка к школе;
- привлечение специалистов ДОУ для сотрудничества по теме проекта (инструктора по физ. воспитанию, музыкального руководителя и др.)
- чтение художественных произведений, пословиц и поговорок о труде и учебе, отгадывание и придумывание загадок.
Прогнозируемые итоги:
- сформированы элементарные представления о школе, о режиме, о правилах в школе, об учителях, учениках;
- ребёнок готов к сотрудничеству и общению с ровесниками, с учителями;
- развиты коммуникативные навыки, произвольность поведения;
- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
1-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты "День знаний".
Вовлечение в диалог, учить последовательному повествованию, развивать дикцию, артикуляционный аппарат. Предложить вспомнить, что за праздник "День Знаний"? Как его отмечают? Кто ходил в школу, и что там видел?
Задание по подгруппам - составить рассказ по схеме:
1. "Учитель в школе. ",
2. "Ученик в школе. ",
3. "В школьном классе. ",
4. "В школе есть. ".
Выкладывание слов, выделение слогов в слове ( например: школа, парта, класс, урок). Звуковой анализ слов «книга», «ручка». Различие твёрдых и мягких согласных звуков.
ИЗО-деятельность
Аппликация (коллективная работа). Поздравительная газета «С Днем Знаний» (можно с использованием осенних листьев и родительских фотографий).
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Беседа по вопросам:
- В детском саду - воспитатель, а кто в школе? - В детском саду вас называют детьми, а в школе? - В детском саду есть столы, а в школе? - В детском саду - группа, а в школе? - В детском саду мы играем, а в школе? - Кто в детском саду главная? (заведующая, а кто в школе?
Проблемный вопрос на познавательный интерес: -Что было раньше в школе? (например, 100 или 50 лет назад) .
- Составление плана совместных действий «что мы знаем», «что хотим узнать», «где узнать».
Предложить в конце месяца провести КВН "Осенний калейдоскоп" и пригла-сить старшую группу поучаствовать.
Обсудить: -что такое КВН? -как к нему подготовиться?
Прогулка:
Наблюдения за изменениями в природе (Игра "Следопыты" : кто больше найдет "следов" осени на территории участка и д/с) .
Предложить собрать красивые осенние листья.
Игра на асфальте "Классики".
II половина дня:
Игра: «Собери портфель»,
Д/ игра «Что нужно в школе».
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить оформить выставку или мини-музей «Школьные принадлежности».
Предложить с/р игру "Школа" (развитие умения пользоваться речью, договариваться -устанавливать правила, распределять роли) .
Развивающая среда:
Иллюстрации по темам "1 сентября", "В школе", "На уроке".
Схема для составления рассказа.
Школьная форма для девочки и мальчика (для кукол, настоящая на плечиках) .
Портфель и школьные принадлежности.
Азбука, букварь, наборы букв, разрезные азбуки, цифры, счетный материал, карточки с графическими диктантами, "соедени по точкам", указка, доска, звонок.
Взаимодействие с родителями:
Заранее попросить родителей принести фото, когда они учились в школе.
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику».
2-й день
Организованная образовательная деятельность:
Основы математических представлений
Пересчет предметов (0-10) .
Уточнение и закрепление знаний цифрового обозначения числа, числовой ряд.
Знакомство с календарем на сентябрь (учить определять число и день недели). (Парамонова, стр. 19)
Чтение художественной литературы
Умные сказки М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность».
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Мне трудно!», «Переменка».
Прогулка: наблюдение за растениями (огород или клумба) - зачем грядки летом поливали, рыхлили, пололи? - какие растения пахнут сильнее? -на каких растениях какие насекомые? - у каких растений самые большие листья? какие листья шершавые (гладкие? Почему?
II половина дня:
Д/игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения «Третий лишний», «Чего не стало», «Какие предметы помощники в учебе?».
Предложить оформить правила поведения и общения в группе (если они уже есть, то дополнить или обновить, можно в виде схематичных знаков, рисунков). Обсуждение необходимых правил.
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить оформить красивое приглашение на КВН детям старшей группы (сообщить, что нужно приготовить: название команды, девиз.) .
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучшее название и визитки команды КВН.
3-й день
Организованная образовательная деятельность:
Конструирование. Изготовление школьного портфеля (из плотной бумаги)
Формирование умения использовать способ складывания бумаги пополам несколько раз с совмещением противоположных сторон и углов.
Решение задач проблемного характера.
Развитие аккуратности, терпеливости, желания достичь цели.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Загадки о школе и школьных принадлежностях. (после разгадывания, предложить самим придумать загадки. Из чего состоит загадка? Какие вопросы должны быть в загадке)
Прогулка:
П/игры на коммуникацию «Войди в круг – выйди из круга», «Небоскреб».
II половина дня:
Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (м/ф «Опять двойка», «В стране невыученных уроков», обсуждение.
Самостоятельная деятельность детей:
Созание условий для с/р игр (по желанию детей, с введением проблемных ситуаций («невзначай» вводить какие-либо проблемные ситуации, дети должны самостоятельно находить выход из них) .
Придумывание и загадывание своих загадок о школе и школьных принадлежностях по схеме.
Ваимодействие с родитеями:
Организация фото-выставки «Наши мамы и папы – школьники».
4-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты «Жизнь дана на добрые дела».
Развитие диалогической речи, побуждение к рассуждению.
Учить пересказу текста, представления о письменной речи. Подбор определения к слову, составлять предложе-ния разной структуры. Деле-ние слов на слоги. Дифферен-циация гласных и согласных звуков. Развитие речевого дыхания, артикуляции.
(Парамонова, стр. 51)
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Коммуникативная игра «Дорисуй рисунок». Придумать описательные рассказы к получившимся рисункам (приписывая подходящие рисунку характеристики и эмоции)
Прогулка:
П/ игры: "Классики", "Осень-Весна"
II половина дня:
Д/ игры: «Скажи наоборот», «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия для с/р игр по желанию детей.
Предложить сюжеты: «Идем в школу», «На уроке», «На перемене», «Поход в лес».
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зон (лепка, рисунки, природный материал, уголок природы, конструирование, эксперимент… – по выбору детей)
Развивающая среда:
Атрибуты для игры «Поход в лес» (рюкзаки, костер, продукты, необходимое снаряжение.)
5-й день
Организованная образовательная деятельность:
ИЗО-деятельность. Рисование на тему: «Школа будущего».
Умение использовать нетрадиционные техники рисования (по выбору) .
Развитие способности к воображению, фантазии.
Умение объяснить свой выбор.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Исследование «Как влияет на наши чувства и эмоции природа?» (погода, времена года, различные пейзажи, время суток) - фиксирование результатов) .
Прогулка:
Наблюдения в природе: за осенним небом, за высотой стояния солнца. Вспомнить какие деревья и кустарники растут на участке, на территории д/с, созревание на них семян ( как они разносятся: ветром, птицами, животными, цепляясь за одежду.)
Эксперимент с семенами (подбросить разные семена на ветер, сравнить по весу, форме, размеру) .
П/ игра: "Лето или осень? " (с мячом)
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить составить букет из осенних листьев, поделки из природного материала.
Создать условия для организации презентации и оформления выставки;
Участие в презентации своих исследований и семейных работ по теме "Школа нашего прошлого".
Рзвивающая среда:
На прогулке предложить собрать коллекцию семян (клен, акация, лопуха, в ягодах рябины, шишки разных хвойных деревьев). Иллюстрации пейзажей известных авторов, времени года и суток.
Карточки для внесения результатов исследования (с необходимыми характеристиками и смайликами) .
Различный природный материал, осенние листья и ветки. Выставка детских и совместных работ для родителей.
Взаимодействие с родителями:
Презентация своих исследований, рисунков, поделок для родителей.
6-й день
Организованная образовательная деятельность:
Экологическое воспитание (ознакомление с окружающим миром) "Бережем природу".
Воспитывать осознанное бережное отношение к окружающей среде.
Взаимосвязь состояния окруж. среды и человека.
Формировать навыки экологически грамотного поведения в лесу, на природе.
Предложить провести эксперимент во время прогулки. (что происходит с разным мусором в земле)
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Предложить оформить правила поведения в лесу, на природе (изготовление природоохранительных и запрещающих знаков). Обсуждение необходимых правил.
Подготовка к КВН : обсуждение детских предложений по презентации команды КВН (название, девиз, представление) ; выбор голосованием, план действий, что для этого нужно? (атрибуты, плакаты, что выучить или отрепетировать, и т. п.) .
Прогулка:
Эксперимент: закопать на участке различный мусор, чтобы весной проверить - какой перегниет, какой останется ( например: пластиковая бутылка, бумага, золотинка от конфеты, кожура яблока, тряпочка и т. д - что предложат дети, пометить и подписать места.
П/игры «Мы веселые ребята» и по желанию детей.
II половина дня:
Д/ игры: «Скажи со словом «осенний», «Назови ласково» - образовывать прилагательные от существительных.
«Семена – плоды» - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия для с/р игр пожеланию детей. Сюжеты: «Поход в лес», «Экскурсия в школу», «Добрые дела школьников».
Развивающая среда:
Иллюстрации картин, пейзажей на тему "Осень".
Календарь природы, календарь на сентябрь.
Материалы исследований, коллекция семян, осеннего гербария.
Бросовый материал для экологического эксперимента.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к сбору природного материала во время прогулок с ребенком.