Светлана Шатова
Методическая разработка темы на IV-ю неделя сентября «Осень-это…» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на сентябрь «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
IV-я неделя : «Осень -это.»
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и взаимодействия человека с природой;
- обобщить знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
2. Развивающие задачи:
Публикация «Методическая разработка темы на IV-ю неделя сентября „Осень-это…“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- развивать познавательный интерес к природе, к труду взрослых;
- развивать умение творчески выражать свои впечатления, воображение;
- развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к людям труда (дворник, геолог, вулканолог);
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Методы и приемы организации деятельности:
- познавательные беседы;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему "Осень"
- постановка и решение вопросов в проблемных игровых ситуациях;
- наблюдения, экспериментально-исследовательская деятельность;
- работа с моделями (придумывания сказок) и др. ;
- использование художественного слова, народных примет осени;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка демонстрационного и раздаточного материала, обогащение развивающей среды;
- привлечение родителей к поиску информации по теме, к участию в образовательном процессе своего ребенка;
- привлечение специалистов ДОУ для сотрудничества по теме проекта;
- чтение с детьми художественных произведений об осени.
Прогнозируемые итоги:
- целостное представление у детей об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары);
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности со взрослыми;
- обогащение словаря при знакомстве с профессиями;
- проявление у детей активности, самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- осознанное желание бережно относиться к природе, к труду взрослых;
- совершенствование экологической среды группы;
- проявление интереса у родителей к образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.
1-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты. "В гостях у Лесовичка".
Подбор слов к заданной модели; знакомство с йотированной функцией гласных букв, с гласными буквами «О» и «Ё»; печатанье букв «О» и «Ё»; звуковой анализ слов "ёлка", "клён", "осина", "тополь"; развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
ИЗО-деятельность:
Рисование «Осенняя береза» нетрадиционными техниками (кляксография, раздувание краски). Освоение понятия симметричности.
Совместная деятельность педагога и детей:
Коммуникативная игра «Моё начало – твой конец». Учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника.
Д/ игры: «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных - кто больше назовет, «Угадай, с какого дерева лист, плод, семя» (закрепление названий деревьев).
Прогулка:
П/ игра: «Лето или осень?» (с мячом, «Небоскреб».
II половина дня:
Необходимая подготовка к КВН (репетиция визитки).
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Развивающая среда:
Письмо от Лесовичка.
Подборка листьев и семян.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей "Воспитание у ребенка доброго отношения к природе", "Одежда детей осенью".
2-й день
Организованная образовательная деятельность:
Основы математических представлений.
Освоение детьми действий использования готовой модели, изображенной на оси для
установления соотношения количеств, образующихся при пересчете множеств предметов группами (деревья, животные, насекомые).
Художественная литература И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Ответы на вопросы по содержанию. Построение пространственной модели сказки; пересказ по модели.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Коммуникативная игра «Это и хорошо, и плохо». Например: "На улице идет дождь" -что в этом хорошего, -что плохого? (в командах или парах). Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажения смысла.
Прогулка: Наблюдение за березой (характерные особенности, сравнить с другими деревьями) - Какой высоты береза? - Какие ветки у березы толстые или тонкие? - Какого цвета ствол? - Как можно сказать про березку? Сравнить листочки с осиновыми. Эмоциональный отклик на красоту дерева.
П/ игра: «Раз, два, три, к берёзе беги.».
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить настольные д/игры (по теме проекта).
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – по выбору детей.
Развивающая среда:
Иллюстрации, энциклопедии по темам "Хлеб", "Выращивание хлеба","Профессии хлебороба, пекаря", "Дары осени", "Времена года (осень)", "Природа нашего края".
3-й день
Организованная образовательная деятельность:
Конструирование. Строительство "Хлебного магазина" из настольного конструктора.
Работа в парах. Умение договариваться, строить совместно, учитывая мнение товарища. Вспомнить названия деталей (геом. форм: куб, кирпич, брусок, полукуб, конус, шар); новое название: призма - изучить вид сверху (какой формы). Сделать чертеж готовой постройки; объяснить: где какие части здания из каких деталей.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Чтение народных сказок «Мужик и медведь», "Гуси-лебеди" (какое время года в этих сказках? кто больше найдет примет осени в описании).
Прогулка:
Установка флюгера на участке.
Наблюдения за ветром. Дать характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
П/ игры: "Ветер дует с севера., с юга. "
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах – приготовить подарки для команды соперников своими руками.
Развивающая среда:
Флюгер, вертушки.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к подготовке грамот, награждений детей (за участие в КВН, конкурсах, активное участие в проекте по номинациям).
4-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты. "Как Ёжик шубу менял".
Содержательное обобщение прочитанного; диалог в форме игры-инсценировки. Состав предложения, слоговая структура слова; мн. число глагола "играть"; печатание слов.
Развитие интонационной выразительности речи, артикуляционного аппарата.
(Парамонова стр. 308)
ИЗО-деятельность: Лепка «Ветка рябины» в парах.
Развитие мелкой моторики при лепки ягод, композиционные умения; умение договариваться с партнером при совместной работе.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Чтение Д. Родари "Ремесла"
Беседа: вспомнить какие новые профессии мы узнали. Какая техника используется для сбора урожая?
Д/ игра: «Назови действие» - что делает тракторист? комбайнёр, хлебороб, пекарь, садовод, овощевод, свекловод, егерь, репортер, издатель, корреспондент?
Прогулка:
Наблюдение за работой дворника. Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Воспитывать уважение к труду взрослых; желание приходить на помощь окружающим.
П/ игры: «Мы веселые ребята», «Тучи дождевые».
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить с/р игры по желанию детей; деятельность в продуктивных зонах по выбору детей.
Создать условия для подготовки к КВН (репетиция визитки и по намеченному плану).
Развивающая среда:
Иллюстрации, дидактический материал, энциклопедии по темам "Сбор урожая", "Сельскохозяйственная техника", "Орудия труда".
Взаимодействие с родителями:
Информация для родителей "Чему мы научились и что узнали"; оформление детских рассказов, сочинений, высказываний.
5-й день
Организованная образовательная деятельность:
Экологическое воспитание, познание окружающего мира. «Горы и вулканы». (Парамонова стр. 576)
Взаимосвязь растений и животных гор с условиями окружающей среды (составление модели). Дать первоначальные представления о вулканах как о природном явлении, о профессии геолога и вулканолога. Значение горных пород и опасность вулканов для человека.
Демонстрация воспитателем модели извержения вулкана.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
КВН "Осенний калейдоскоп" (проведение, награждение).
Прогулка:
Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.
П/игры по желанию детей.
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создание условий для организации выставки поделок, детских работ.
Участие в презентации.
Развивающая среда:
Фотографии, иллюстрации, слайды различной горной местности разных континентов; вулканов; глобус, карта России; кусочки горных пород, вулканических пород: обсидиана (вулканического стекла, туфа, пемзы; лупы, ёмкости с водой, минеральная вода, красная краска, сода, уксус.
Оборудование и атрибуты для проведения КВН.
Грамоты, подарки для награждений.
Взаимодействие с родителями:
Выставка детских и совместных работ с родителями, детских рисунков, поделок.