Светлана Шатова
Методическая разработка темы на сентябрь II-я неделя: «Живая природа нашего края» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на сентябрь «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
II-я неделя : «Живая природа нашего края» (сезонные изменения)
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи:
- способствовать углублению представлений об осенних изменениях в живой природе (животные и растения) ;
Публикация «Методическая разработка темы на сентябрь II-я неделя: „Живая природа нашего края“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи жизнедеятельности животных, растений, человека, условий среды их обитания.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к природе родного края;
- развивать творчество, воображение, умение выражать свои впечатления;
- развитие навыков сотрудничества, партнерства.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к природе в осенний период, осознание бережного отношения к растениям и животным;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Методы и приемы организации деятельности:
- беседы познавательные и проблемного характера;
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий о животных нашего края;
- наблюдения, экспериментально-исследовательская деятельность;
- работа с моделями (звери, птицы, насекомые, растения, условия обитания) и др. ;
- использование художественного слова, отгадывание загадок, народных примет осени;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и творчески развивающие проблемные ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка методических пособий, развивающей среды;
- привлечение родителей к поиску информации о животных нашего края;
- информационное консультирование родителей по теме экологического воспитания ребенка;
- привлечение специалистов ДОУ для сотрудничества по теме проекта;
- чтение с детьми художественных произведений о животных, об осени.
Прогнозируемые итоги:
- сформированы элементарные представления о сезонных изменениях природы (взаимосвязи животных, растений и сезонных изменений);
- сформировано осмысленное поведение в природной среде и взаимодействия человека с природой;
- развиты коммуникативные навыки, произвольность поведения;
- заинтересованность и участие родителей в жизни детского сада;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных связей в природной среде;
- совершенствование экологической среды группы.
1-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты.
Развивать связную речь, умение составлять рассказ о животных по схеме.
Обогащение словаря детей (дупло, берлога, логово, нора; прилагательные: колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный; глаголы: прятаться, охотиться, высматривать, притаиться и др.)
Д/игра "Узнай по голосу" (аудиозапись "голоса леса"). Соотносить слово и выразительное движение.
ИЗО-деятельность. Аппликация (техника силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру) "Жители леса".
Учить самостоятельно и творчески отражать представления о животных изобразительно-выразительными средствами. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Беседа по вопросам: - Кого можно встретить в лесу осенью? - Какие животные впадают в спячку? - Кто из животных меняет на зиму окрас? - Кто делает запасы? - Кто зимует под листвой, в земле, в коре деревьев?
Проблемный вопрос на познавательный интерес: - Почему все это происходит?
Дополнение плана совместных действий: «что мы знаем», «что хотим узнать», «где узнать».
Прогулка:
Наблюдения: осмотреть растения: - каких насекомых мы видим? когда их было больше? почему? Снять кусочки коры с пня, осмотреть кору с внутренней стороны (личинки и сами насекомые). Как они себя ведут? почему? Найти паутинки с паучками, переносимые ветром. Почему это происходит?
П/ игра: «Тучи дождевые».
II половина дня:
Д/ игры: Речевая игра: "Хвост-Хвостище" образование сущ-х с помощью суффикса "-ищ". Например: нос — носище и т. д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить зарисовать насекомых, которых мы видели, подписать (можно все наблюдения оформлять в виде альбома или выставки, записывая детские высказывания) .
Создать условия для подготовки к КВН (изготовление атрибутов или костюмов, разучивание слов, репетиция - что намечено по плану) .
Рзвивающая среда:
Иллюстрации, энциклопедии по темам "Животные нашего края", "Осенью в лесу".
Подборка аудиозаписей с голосами животных леса.
Схема для составления рассказа о животных.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к оформлению исследований (рисунки, высказывания детей о каком-нибудь из животных - по инициативе) .
2-й день
Организованная образовательная деятельность:
Основы математических представлений
Закреплять знания: обозначения чисел (0-10, числовой ряд, состав чисел 3, 4, 5 (игра с камушками). Учить определять по календарю число и день недели, определять одну четвертую часть, две и три четвертых части (деление листа бумаги) .
Чтение художественной литературы М. М. Пришвин рассказы о животных.
Воспитывать интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства; подбор образных выражений для обозначения свих впечатлений.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Пожар в лесу», «Птенец выпал из гнезда», «Раненное животное».
Прогулка:
Наблюдение за птицами: - какие улетают? кто видел на нашем озере уток? как можно помочь птицам и животным в трудное для них время? как следует относиться к природе, чтобы сохранить ее. Изучить - какая пища для птиц есть на участке в это время года? (семена, ягоды)
П/ игра: «Медведь и пчелы»
II половина дня:
С/р игра "Интервью"- умение принимать на себя роль в соответствии с характеристикой героя; две команды – «эксперты и журналисты».
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить изготовить атрибуты для с/игр "Телестудия", ("Журнальное агентство", "Рекламное агентство") - микрофоны, кинокамеру.
"Журналы агентства" дети могут издавать на основе своих познаний, наблюдений и исследований (рисунки, картинки, высказывания, схемы и т. д.)
Развивающая среда:
Бросовый материал (коробочки, пластиковые бутылки.) для изготовления атрибутов.
Старые журналы для вырезания картинок (фотографии).
Взаимодействие с родителями:
Выполнение заданий с ребенком по подготовке к презентации (по инициативе ребенка и его родителей) по теме "Животные нашего края".
3-й день
Организованная образовательная деятельность:
Конструирование "Фотоаппарат" (для репортера) .
Из коробочек, спичечных коробков; для кнопок и переключателей использовать пуговки (по объему рамки вставляются детские рисуночки или вырезанные картинки с пейзажами осени). Учить работать по схематичной и словесной инструкции, соотносить размеры деталей с общей деталью и прорезью рамки.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Беседа: - Что такое красная книга? -Для чего нужна красная книга? -Есть ли красная книга нашего края? Кто такой егерь (лесник, что такое заповедник?
Загадки о животных. Предложить самим придумать загадки. Вспомнить из чего состоит загадка и какие вопросы должны быть в загадке.
Прогулка:
Трудовая деятельность: убираем участок и дорожки от листьев и сухой травы.
П/ игры: «Волк и зайцы», «Не оставайся на земле».
II половина дня:
С/р игра «Поход в зоопарк». Распределение ролей: посетители; рабочие, которые ухаживают за животными; экскурсоводы.
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия для презентации, приготовленные дома с родителями о животном.
Предложить придумать коллективную сказку о животных по схеме-модели.
Развивающая среда:
Схема-модель составления рассказа о животных.
Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники».
4-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты
Словесный состав предложения (строить предложения разной конструкции) ; выделение первого звука в слове, подбор слова на заданный звук (на тему "осень", "животные") ; деление слов на слоги; различать гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие) ; вычленять словесное ударение, называть ударный гласный звук; звуковой анализ 5-ти звуковых слов «лейка», «речка». Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Граф. диктант "птица".
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Беседа: обсудить кто такой издатель, корреспондент, репортер.
Коммуникативная игра «Кинолента» Развитие способности передавать свои чувства и переживания не вербально (мимикой и пантомимой, развитие памяти.
Прогулка: прогуляться по всей территории д/сада, обратить внимание сколько растений на всей территории. Зачем нам столько много деревьев и кустарников? (защита от ветра, пыли, солнца; чистый воздух.)
П/ игры: «Коршун», «Летает-бегает-плывет».
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах (лепка, рисунки, природный материал, уголок природы, конструирование, театр, уголок грамоты.
Д/игры по выбору детей) .
Создать условия для с/р игры «Поход в лес»
Создать условия для подготовки к КВН.
Развивающая среда:
Атрибуты для игры «Поход в лес» (рюкзаки, костер, продукты-муляжи, необходимое снаряжение.)
5-й день
Организованная образовательная деятельность:
Экологическое воспитание (ознакомление с окружающим миром).
Формирование знаний о экосистеме леса (хвойный, лиственный, смешанный) на основе наглядного моделирования; составление схемы знаками - свет, температура, влажность, почва; взаимосвязь растений, животных и условий окр. среды. составление модели классификационных отношений между понятиями.
ИЗО-деятельность. Лепка из пластилина "Животные леса". Учить передавать характерные особенности в связи с передачей движений - охотится, отдыхает, убегает, пьет.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Исследование в уголке природы на основе комнатных растений установить взаимосвязь между площадью листа, толщины стебля, вида корня и необходимыми условиями (почва, температура, количество света, воды). Обозначить условия для каждого растения условными знаками.
Прогулка:
Наблюдения в природе : за растениями (деревьями, травой, на огороде). - Какие произошли изменения и у каких растений? - Почему? Как это связано с изменениями в погоде?
П/ игра: "Лето или осень? " (с мячом) и по желанию детей.
II половина дня:
Организация презентации экологического журнала юного репортера, выставки поделок животных.
Самостоятельная деятельность детей:
Участие в презентации своих исследований и семейных работ по теме "Животные нашего края" (пригласить на презентацию детей старшей группы) .
Развивающая среда:
Условные знаки: много воды, мало воды, много света, мало света, тепло, холодно, плодородная почва, бедная почва (мало минеральных и питательных веществ).
Взаимодействие с родителями:
Выставка детских и совместных работ для родителей.
Презентация своих исследований, рисунков, поделок для родителей.