Светлана Шатова
Методическая разработка темы на сентябрь (III-я неделя) «Дары осени» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка темы на сентябрь «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
III-я неделя : «Дары осени»
Целевой компонент:
1. Образовательные задачи:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и взаимодействия человека с природой;
- формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
2. Развивающие задачи:
Публикация «Методическая разработка темы на сентябрь (III-я неделя) „Дары осени“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- развивать познавательный интерес к природе нашего края;
- развивать умение творчески выражать свои впечатления, воображение;
- развитие коммуникативных навыков, познавательного интереса.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, овощеводам, садоводам, бережное отношение к хлебу, к природе;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Методы и приемы организации деятельности:
- беседы познавательного характера;
- рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедий об осени, урожае, хлебе, сельскохозяйственных профессиях;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения, исследовательская деятельность;
- работа с моделями (изготовление хлеба, составления рассказов и сказок) и др. ;
- использование художественного слова, отгадывание загадок, народных примет осени;
- дидактические игры, с/р игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Подготовка к проекту :
- подготовка методических пособий (демонстрационного и раздаточного материала, обогащение развивающей среды) по теме "Хлеб", "Урожай", "Профессии" и т. д. ;
- привлечь родителей к поиску информации по теме, участию в конкурсе поделок;
- привлечение специалистов ДОУ для сотрудничества по теме проекта;
- чтение с детьми художественных произведений, пословиц, примет об осени, урожае.
Прогнозируемые итоги:
- сформированы элементарные представления об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары);
- целостное представление у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе;
- развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности;
- проявление у детей активности, самостоятельности, творческих способностей, навыков сотрудничества и партнерства;
- осознание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к ее дарам;
- совершенствование экологической среды группы;
- проявление интереса у родителей к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
1-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты "Ест Федька кисель с редькой".
Обогащение речи образными словами, образование прилагательных; деление слов на слоги; выделение в слове ударения; гласные и согласные звуки (мягк. и тверд.); в подгруппах звуковой анализ слова "вишня"; развитие дикции, артикул-го аппарата. (Парамонова, стр. 123)
ИЗО-деятельность. Объемная аппликация «Витаминная корзина».
Развивать мелкую моторику пальцев при плетении корзинки. Учить распределять в композиции элементы фруктов и ягод; какие дальше, какие ближе - на заднем плане, на переднем и поочередность их расположения.
Совместная деятельность педагога и детей:
Беседа "Сбор урожая".
Вовлекать детей в диалог с помощью вопросов: -Зачем собирают урожай и пересаживают растения? - Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты? - Чем они полезны, что в них содержится? - Как можно сохранить продукты свежими и полезными длительное время?
Внести дополнения: «что мы знаем», «что хотим узнать», «где узнать».
Прогулка:
Наблюдения на огороде. Учить проводить сравнительный анализ овощей; закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста. Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.
П/ игры: «Назвался груздем, полезай в кузовок», «Собираем урожай».
II половина дня:
Д/ игра: «Ящик ощущений» - определять овощи и фрукты на ощупь.
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить д/ игры: «Овощи и фрукты», «Грибы съедобные и ядовитые», «Вершки и корешки», «Чьи семена и листья?»; «Собери картинку», «Составь предложение».
Предложить с/ р игры: Магазин «Овощи и фрукты»; «В лес за грибами».
Создать условия в уголке творчества и предложить трафареты и шаблоны по темам: овощи, фрукты, грибы, животные и т. д.
Развивающая среда:
Иллюстрации, энциклопедии по темам "Грибы", "Овощи и фрукты", "Сбор урожая".
Муляжи и игрушки овощей, фруктов, грибов, корзинки - для игр.
Овощи и фрукты для «Ящика ощущений».
Подборка дидактических игр.
Шаблоны, трафареты.
Взаимодействие с родителями:
Консультации «О полезных веществах в хлебе», «Витамины».
Участие родителей совместно с детьми в конкурсе поделок из овощей «Веселые овощи».
Наблюдение за приготовлением родителями различных блюд из овощей и фруктов, и заготовок.
2-й день
Организованная образовательная деятельность:
Основы математических представлений (Парамонова стр. 73).
Определение на календаре текущее число и день недели, повторить дни недели (стих "Повар"); обозначение и последовательность чисел (0-10, обратный счет; учить делить круг на 8 равных частей и правильно называть эти части; понимание отношения части и целого.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Чтение А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел»
Беседа:
- из чего стряпают хлеб и булочки? - от куда берется мука и какая она бывает? (ржаная, пшеничная, рисовая, толокно) - что такое злаки, крупы? - кто и как выращивают злаки? Предложить дома с родителями подготовить ответы на проблемные вопросы (по инициативе)
Д/ игры: «Собираем фрукты» (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»)
«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)
Прогулка: п/ игры: «Огород у нас в порядке», «Кто скорее соберет».
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить деятельность в продуктивных зонах (лепка, рисунки, природный материал, крупы, колоски, травы, веточки); - уголок природы, экспериментальный уголок, конструирование, театр, уголок грамоты (д/игры… – по выбору детей.
Создать условия для подготовки к КВН.
Развивающая среда:
Иллюстрации, энциклопедии по темам "Хлеб", "Выращивание хлеба","Профессии хлебороба, пекаря".
Взаимодействие с родителями:
Подготовить ответы на вопросы (по инициативе ребенка и его родителей) по теме "Всё о хлебе".
3-й день
Организованная образовательная деятельность:
Конструирование "Мельница".
Знакомство с различными видами мельниц. Умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Обсуждение этапов и вариантов постройки. Реализация в самостоятельно создаваемой конструкции предмета.
Чтение художественной литературы. В. Сутеев «Мешок яблок».
Чтение, обсуждение, ответы на вопросы, рассматривание иллюстраций, составление схематичной модели сказки; эмоциональное выражение в пересказе по ролям.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Исследование: рассмотреть, сравнить колосья и зёрна ржи и пшеницы, очистить, перемолоть в ступке, в мельнице - сравнить получившуюся муку, сделать выводы. Выкладывание схематичной модели: «Как хлеб на стол пришел».
Трудовая деятельность: изготовление соленого теста для поделок.
Чтение народных сказок «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».
Прогулка: п/ игры: по желанию детей, «Медведь и пчелы».
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия и предложить составление узоров и рисунков из круп, гороха по пластилину (предложить контуры рисунков);
Коллажи и узоры с использованием колосьев, осенних листьев, семян и т. п.
Развивающая среда:
Образцы картинок и узоров для выкладывания из круп, гороха и другого природного материала.
Колоски и зёрна пшеницы, ржи, мельница-кофемолка, ступка с пестиком, соль, мука, миска.
Иллюстрации мельниц (ветряная, водяная); картон гофрированный, песок, камешки, зерна кофе, горох, кусочки ткани.
Взаимодействие с родителями:
Рекомендации по посещению хлебного магазина.
Наблюдение дома за изготовлением теста и выпечки пирога, печенья.
4-й день
Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи и основы грамоты. "Расскажите про покупки" (магазин овощей и фруктов). Развитие диалогической речи, умение рассуждать; учить произвольно строить предложения по схеме (повествовательные, вопросительные; знакомство с йотированной функцией гласных букв, гл. буквы «А» и «Я»; печатанье букв «А» «Я»; развивать речевое дыхание, артикул. аппарат.
ИЗО-деятельность. Лепка из солёного теста «Булочки и пирожки».
Демонстрация различных приемов фигурной лепки, проявление творческой фантазии, развитие мелкой моторики.
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Коммуникативная игра «Пум-пум-пум» (слова загадывать по теме "осень") - на внимание, умение анализировать полученную информацию.
Прогулка:
Наблюдение за цветами на клумбе. Что изменилось? Почему? было тепло, много света и воды; теперь дни стали короче, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
П/ игра: «Пирог» (на развитие коммуникативных навыков).
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия для рассказов детей из собственных наблюдений, например: "Как бабушка делает тесто и стряпает пироги", "Как мама солит огурцы", "Как мы делаем дома витаминный салат". (по инициативе ребенка)
Предложить с/р игру «Пекарня - Хлебный магазин» - заказ и перевозка продуктов.
Создать условия для подготовки к КВН.
Развивающая среда:
Атрибуты для игр «Хлебный магазин», «Пекарня».
5-й день
Организованная образовательная деятельность:
Экологическое воспитание. «Песок и глина» (Парамонова стр. 138, 150).
При проведении опытов, познакомить с особенностями песка и глины; сравнить, выяснить чем отличаются, проявления свойств песка и глины в повседневной жизни.
Безопасность в лесу.
С какими опасностями мы можем встретиться в лесу? как их избежать? как поступать при опасности? (пожар в лесу, встреча с дикими животными, укусы насекомых, змей, травмы).
Совместная деятельность педагога и детей:
Утро:
Раскрашивание гуашью булочек и пирожков из соленого теста, посыпать сахаром, маком (потом можно покрыть их мебельным лаком - муляжи для игры в хлебный магазин).
Чтение и обсуждение народной сказки «Колосок». Драматизация народной сказки «Колосок» (или использование кукольного театра). Распределение ролей, построение выразительного диалога).
Прогулка:
Наблюдения: на основе проведенных опытов.
Обратить внимание: - чем песок в песочнице отличается во время дождя и в сухую погоду? - где остаются более четкие следы (влажный песок или глина? - какую грязь легче отмыть с обуви? почему? на какой почве дольше не высыхают лужи?
П/игры по желанию детей.
II половина дня:
Самостоятельная деятельность детей:
Создание условий для организации выставки поделок из овощей; коллекций редких овощей, круп, семян, хлебобулочных изделий; модели изготовления хлеба.
Участие в презентации.
Развивающая среда:
Образцы песка и глины (природной, разовые стаканчики, лупы, ложечки, пластиковые бутылки, поролон, мелкие камешки, и др. материал.
Взаимодействие с родителями:
Выставка детских и совместных работ с родителями.
Выставка детских рисунков, поделок для родителей.