Елена Николаевна Дорогина
«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»
▼ Скачать
1. Наблюдение «Первый снег»
Цель: понимание детьми неповторимости каждого времени года; формирование умения видеть прекрасное; ознакомление со свойствами «первого снега»; формирование умения делать выводы из результатов опыта.
Материал: стеклянная баночка.
Ход наблюдения:
«Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях.
Как алмаз блещу при солнечных лучах»
/ снег/
Публикация «„Белый снег, пушистый“, Методическая разработка „Система непрерывных наблюдений в течение месяца“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Рассказ воспитателя: Вот и выпал первый снег. Первый снег идёт очень тихо и обычно быстро заканчивается. В народе говорят: «Снег, выпавший на зелёную листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый прочный снег выпадает ночью». Снег стает, а ночью снова ударит мороз. Пока он не велик - а зевать не велит.
Вопросы к детям:
-Как долго лежит первый снег?/ два- три дня/
-Когда выпадает первый прочный снег?
Попросить детей потрогать снег и сказать, какой он на ощупь/ мокрый, холодный/
Исследовательская деятельность.
Найти на прогулочном участке место, где снег быстрее тает.
Найти на прогулочном участке место, где снег ещё не растаял.
Опыт «Таяние снега»
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку, принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей, что вода грязная.
Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду.
2. Наблюдение «Снегопад»
Цель: продолжение знакомства со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развитие наблюдательности; обогащение словарного запаса детей.
Ход наблюдения:
Дети обращают внимание, что на улице идёт снег.
Воспитатель: Правильно, ребятки, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке. А он всё падает и падает. Это снегопад /Дети повторяют «снегопад»/.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звёздочки. Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Снежинки образуются в облаках из маленьких кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звёздочками до земли и покрывают её снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это много снежинок.
Вопросы к детям:
- Почему скрипит снег?
- Где образуются снежинки?
-Какой снег на ощупь?
-Что такое снег?
Загадки:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Коль поймаешь на ладонь» / снег/
«Белой стайкой мошкара вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают»/ снежинки/.
Приметы: снег идёт большими хлопьями – к оттепели; лёг на морозную, голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Обобщение материала наблюдения детьми.
3. Наблюдение «Рассматривание снежинок»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о характерных явлениях зимней погоды; развитие наблюдательности; обогащение словаря детей.
Материал: увеличительные стёкла/ лупы/.
Ход наблюдения:
Что за звёздочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель предлагает детям «поймать» снежинки на варежки и рассмотреть их при помощи увеличительного стекла/ обращать внимание детей на то, что снежинки красивые, вырезные, с разными узорами/
Вопросы к детям:
-На что похожа снежинка?
-Какой у неё узор?
-Можно ли найти одинаковые снежинки?/ одинаковых снежинок нет/
Исследовательская деятельность:
Понаблюдать, где быстрее тают снежинки - на варежке или на ладошке. Почему?
4. Наблюдение «Защитные свойства снега»
Цель: продолжение знакомства со свойствами снега; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Материал: две баночки с одинаковым количеством воды.
Ход наблюдения:
Рассказ воспитателя: Снежный покров имеет свои защитные свойства: снег согревает землю от промерзания, причём рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Чтобы проверить это, давайте с вами проведём небольшой опыт.
Опыт «Защитные свойства снега»
Ход опыта: поместить одну баночку на поверхность сугроба, другую зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням растений под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Приметы: Много снега, много хлеба. Зима холодная – лето тёплое.
Загадки: Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой / снег/.
Бел, да не сахар; нет ног, а идёт / снег/.
Воспитатель: Ребята, о снеге придумано много разных и интересных загадок. Давайте и мы с вами придумаем свои загадки и загадаем их младшим ребятам.
Придумывание загадок детьми.
5. Наблюдение – рассматривание «Следы на снегу»
Цель: развитие наблюдательности, любознательности.
Ход наблюдения:
Загадка: Я хожу, а он остаётся? / след человека/
Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы на снегу.
Вопросы к детям:
- Кому принадлежат следы? / человеку, животному, птице/
-О чём говорят эти следы? / дети рассматривают следы человека на снегу и предполагают, чьими они могут быть/
-Всегда ли заметен след?
- Когда он остаётся?
Опыт «Чей следок?»
Предложить детям пройти по снегу, пробежать, встать на полную ступню; на носочки и т. д. ,а затем рассмотреть следы.
Вывод: следы на снегу разные.
Пословицы и поговорки: «На свежевыпавшем снегу все следы свежие»; «Снежок подпал и следок пропал».
6. Наблюдение «Что мы узнали о снеге?»
Цель: закрепление знаний о снеге; продолжение формирования знаний о времени года, его основных признаках; развитие логического мышления, умения делать выводы.
Материал: лупа, палочки для измерения глубины снега.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы, отгадав её, узнаете, о чём же мы сегодня с вами будем говорить.
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал/ снег/.
Воспитатель: Правильно отгадали загадку. Это снег.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много снега на нашем участке.
А как вы думаете, что хорошего/ плохого/ от снега?
Словесная игра «Хорошо – плохо» / слепили снежные фигуры, сделали горку, катаемся на санках, построили крепость и т. д. /.
Воспитатель просит детей попробовать слепить снежок.
В зависимости от результата сделать вывод: слепили снежок/ на улице тепло - снег липкий/ ; на улице холодно – снег сухой/ снежок не получился/.
Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим снег поближе.
Рассматривание снега с помощью лупы.
Самостоятельные выводы детей/ снег состоит из снежинок; снежинки тают от тепла; из мокрого снега хорошо лепить; из сухого снега нельзя лепить - он рассыпается; в мороз снег скрипит/.
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает детям измерить глубину снега в разных местах на участке ( дети группами измеряют глубину снежного покрова с помощью палочек и делают выводы: где снега много; где мало).