Надежда Лисовская
Методическая разработка, тема: «Как живут люди в деревне» НОД конспект «Добрые избы»
▼ Скачать + Заказать документы
___198320, г. Санкт-Петербург, ул. Гвардейская, д. 19 кор. 2, литер А.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
Старшей логопедической группы
Тема : Как живут в деревне.
Конспект «Добрые избы»
Образовательные области: познавательная, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Технологии: поисково-познавательная, речевое творчество.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Составила и провела
воспитатель высшей категории
Лисовская Н. П.
Г. Санкт-Петербург
Публикация «Методическая разработка, тема: „Как живут люди в деревне“ НОД конспект „Добрые избы“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
2015год
Цели:
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.
Задачи:
Познакомить детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи.
Учить детей изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка – бревнышка, украшать ее оконцами.
Развивать творческие способности детей.
Формировать навыки выразительного исполнения пословиц и поговорок.
Способствовать поддержанию позитивного эмоционального настроя.
Материал:
Бумага, гуашь.
Зрительный ряд: изображения русской деревни, избы.
Литературный ряд: русские пословицы и поговорки, русские народные сказки «Как старик стал домовничать», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Царевна-лягушка».
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Предварительная работа:
Рассказывание русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций. Объяснение смысла пословиц и поговорок о труде, о ведении хозяйства, об избе. Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Золушка», «Маша и волшебное варенье», «Федорино горе», «Домовенок Кузя»
Ход.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?
Какие там дома? (Ответы детей).
А сейчас мы с вами поиграем «Назови другим словом»
Жилье, жилище – дом, терем, изба, дворец, крепость, замок, башня, кремль. хата сакля, юрта, чум, яранга, дача, хижина, шалаш.
Воспитатель: Молодцы, много жилищ вы назвали.
Сейчас мы поговорим о избах в деревне, в России.
Издавна на Руси строили дома из дерева, из бревен.
Как вы думаете, почему?
Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.
Дерево на Руси – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.
Рассматривание иллюстраций с изображением деревни.
Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры, прижались друг к другу. как хорошо им вместе!
Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу «Дом построить – не шапку на голову надеть?» (ответы детей)
Да, красивый, прочный. Добротный дом построить трудно, строили его не один день. Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы и стали называть улицей (находилась у «лица» дома).
Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни. Называли их ласково – оконца и украшали наличниками (находятся на «лице «дома).
Были у окошек и ставенки, ставни – их закрывали на ночь.
Как вы думаете, почему крыша на избе была со скатом (показывая иллюстрацию, а не прямая? (Чтобы вода стекала и снег скатывался).
Доски на крыше тоже украшались резьбой. Часто крышу дома украшал конек. Люди верили, что он охраняет домашний очаг.
Вот резная доска, которая украшает дом, называется «Полотенце». Какие узоры на ней? (Круги, точки, капли).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дедушке поклон»
Дети стоят в кругу.
Дедушке поклон – кланяются
Бабушке поклон – кланяются
Тете поклон – кланяются
Маме поклон – кланяются
А тебе (имя ребенка) – рост большой – подтягиваются.
Молодцы, хорошо поиграли.
Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?
Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? (Добрые, любящие, работящие).
А сейчас мы с вами построим каждый свою избу.
Подумайте, какого цвета будут стены, бревна, крыша, украшения.
Беседа с детьми о том, как построить избу.
Строить будем из чего? – Из бревен.
Кладу бревна друг на друга. Один мазок бревнышко. Когда сруб готов, что надо строить? (Крышу) Какую? Чтобы был скат.
Для этого найдем самую верхнюю точку крыши, нарисуем скат – для чего?
Достраиваем крышу мазками – бревнышками. Украсим ее «полотенцем» и коньком.
Чего не хватает на «лице» избы? (Оконцев с наличниками) Нарисуем их. А сейчас сами нарисуйте избу, в которой вам хотелось бы жить ил погостить.
В ходе занятия поощрять интересные украшения избы.
В конце занятия – рассказ детей о том, в какую избу им хотелось бы сходить в гости, в какой пожить и почему?
Воспитатель рассказывает о том, что на Руси семьи были большие. Вместе жили дедушка, бабушка. Папа, мама и детишки, их было по 5 – 10 человек.
Как вы думаете, почему люди сложили пословицы «Семья крепка ладом»
«Все семья вместе, так и душа на месте» (Ответы детей).
Когда работы подсохнут повесить их ближе, дальше, выстроив деревню с избами.
Во время рисования детьми исполняется русская народная музыка «Ах, вы, сени», «Светит месяц», «Пойду ль я выйду ль я», «Во саду ли в огороде».