МААМ-картинки

Организация наблюдений за неживой природой во время прогулок в летний оздоровительный период

Лилия Васильевна Доронина
Организация наблюдений за неживой природой во время прогулок в летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдений за неживой природой

1. Изменения погоды

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь : жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце - жарко, как в печке.

Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?

Публикация «Организация наблюдений за неживой природой во время прогулок в летний оздоровительный период» размещена в разделах

Летнее небо : какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

2. Облака

Детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи. Ход наблюдений :

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Разумно задать вопросы:

Что такое облака? Какого они цвета? Из чего они состоят (из бесчисленного количества капелек воды и кристалликов льда.)

Какие бывают облака? (кучевые, грозовые, перистые, слоистые).

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

На что похожи перистые облака?

Какие облака самые большие?

Какие облака посылают нам дождик?

Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер).

Игра для релаксации «Облака»

Облака плывут куда-то, словно сахарная вата (медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками)

Белые, кудрявые, в синем небе плавают, у них толстые бока (меняют направление движения, останавливаются, разводят руки, показывапют толстые бока).

Только тают облака (опускают руки)

Постепенно исчезают (опускают голову и плечи)

Тают, таю, улетают (расслабляются)

3. Наблюдения за продолжительностью дня летом

А почему, в самом деле, летом так поздно темнеет. Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? А почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Старшим дошкольникам уже вполне можно объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

4. Наблюдения за дождем

Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы. Ход наблюдения :

Загадка

Потемнело небо, тучами покрылось,

Будто колесница в небе покатилась.

Муравьишки скрылись, гром гремит, пугает.

Дождь ручьями льётся, молния сверкает.

Спрятались под крышу воробьи-зазнайки.

Что с природой стало. Дети, отгадайте? (Гроза).

Что такое гроза? Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния-это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко тоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

5. Наблюдения и игры с водой

Игра «Водичка»

Раз, два, три, четыре, руки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладошки и побрызгаем немножко.

Из ладошки да в ладошку льются капельки-горошки.

(Дети садятся на корточки, опустив в оду руки. Хлопают в ладоши под водой. Легко загребают воду ладошками. Переливают воду из ладошки в ладошку.)

Игра «Поймай букву»

(игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми средней группы)

Для игры необходимоы: надувной бассейн или ванночка с тёплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические буквы (А, О,У,И, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, 4 ведёрка с наклеенными на них буквами. Палочки со шнурами и магнитами являются удочками.

Дети в бассейне вовремя прогулки обнаруживают буквы, назывыают их, рассказывают, какого они цвета. Далее 4 ребенка участвуют в соревновании. Каждый ловит буквы и кладет в соответствующее ведерко. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» буквы. Далее игра продолжается со следующей группой детей. Цветные буквы можно заменить цветными рыбками для детей младшего возраста и провести игру «Рыбаки». Перед началом игры можно прочесть стихотворение:

Рыбка, словно мотылек над водой взлетела.

Глазик, тёмный уголёк, и как льдинка тело.

Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнулась дугой.

Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Я собрался на рыбалку, только вот рыбешку жалко.

Для детей старшей и подготовительной группы правила игры меняются. И проводится Игра «Ловись, буква!»

Перед прогулкой педагог выкладывает на песке или скамье слова, в которых пропущены буквы. Пропущенные буквы кладет в бассейн. Слова с пропущенными буквами: М…К, Д…М, С…Н, С…М, Р…МА, ЛИС, …ОЛК, П…ЛКА, Б…ЛКА, С…АКАН, ЛИ…ОН. Дети вылавливают пропущенные буквы, находят им место в словаХ. А потом читают полученные слова.

Игра «Волшебные слова»

Перед пргулкой педагог выкладывает на скамье (песке) слова-КОТ, ДОМ, РАК, БАНТ, БУЛКА, МЫШКА. Предлагает детям прочитать эти слова, а потом превратить эти слова в другие. Заменив, в каждом слове только одну букву. Дети вылавливают из бассейна с водой буквы (заменители) и меняют в словах. Получаются слова- КИТ, СОМ, ЛАК, ФАНТ, БЕЛКА, МИШКА.

Игра «Морские камешки»

(игра проводится летом в жаркую погоду с детьми любой возрастной группы).

Для игры необходим надувной бассейн или ванночка с тёплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от тго, с детьми какого возраста проводится игра.

Педагог перед прогулкой опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же камешков узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают камешки и продолжают узор.

Также для развития зрительного гнозиса и конструктивного праксиса можно проводить игры в жаркую летнюю погоду «Продолжи узор» путем вылавливания геометрических фигур и дополнения ими незавершенного на песке (скамейке); «Птичий двор» (на магнитной доске выкладываются картинки с изображениями птиц и птенцов, а дети вылавливают детали изображений и составляют на магнитной доске); «На улице нашей машины, машины.» (составление изображений машин из частей, выловленных в бассейне);

Игра «Вспомни сказку» (Дюймовочка)

Игра проводится летом в жаркую погоду в целю развития естественно-научных представлений. Оборудование:надувной бассейн или ванночка с тёплой водой, лист кувшинки (кубышки, лепестки цветов, камешки, маленькая куколка Дюймовочка.

Предварительная работа: чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка».

Перед прогулкой педагог опускает в бассейн лист кувшинки и сажает на него маленькую куколку, бросает в воду лепестки цветов и камешки.

Ход игры.

Когда дети обнаруживают в бассейне фигурку Дюймовочки, педагог спрашивает почему они решили, что это Дюймовочка. Можно предложить детям сделать выборочный пересказ фрагментов сказки. Затем педагог обращает внимание на то, что в бассейне плавает не только лист кувшинки с девочкой, но и лепестки цветов, на дне бассейна камешки. По предложении. Педагога дети объясняют, почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне. Затем педагог просит нзвать еще предметы, которые не утонут в воде, потому что они легче. Чем вода. Завершить игру можно перечислением предметов, которые утонут в бассейне, т. к. они тяжелее воды.

Для развития подражательных движений и чувства ритма у старших дошкольников проводится игра «Волны»

Волны бегут, на песок набегают.

Волны бегут и печали не знают. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, ритмично качая ими).

Волны большие в барашках из пены (Поднимают руки, ритмично качая ими).

Волны, в которых стоим по колено (приседают, держась по-прежнему за руки)

Волны качают в морях корабли.

Вы бы качаться, как волны, могли? (вновь идут по кругу, взявшись за руки).

Для развития подражательности у детей младшего и среднего школьного возраста известна игра «Кораблик»

Ветер по морю гуляет и кораблик погоняет (дети стоят лицом в круг и, подняв руки вверх, ритмично двигают ими из стороны в сторону.)

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах (Бегут по кругу на носочках, сомкнув руки в кольцо над головой)

5. Наблюдения за землей, за почвой

Почва растениям - деревьям, кустарникам, травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Ка-кой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Вокруг нас много болот, которые богаты торфом. Торф-это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной и вначале лета, он плохо пропускает воду. Если пройти по нему в обуви, то он прилипает. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение. Если посмотреть на торф через лупу, то он состоит из стебельков, листьев, корешков растений, мха, кусочков земли). Можно предложить сравнить детям песчаную и торфяную почву.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Организация условий в летний оздоровительный период» 1. Условия функционирования групп летом:- Наличие перспективного плана по всем видам деятельности согласно возрасту детей. - Наличие родительского.

Экологическое воспитание в детском саду. Ознакомление дошкольников с природой в летний оздоровительный периодЭкологическое воспитание в детском саду. Ознакомление дошкольников с природой в летний оздоровительный период Летние прогулки дают больше возможнисти для познания природы. Очень важно,чтобы дети испытывали радость от общения с природой. Одним из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация наблюдений за неживой природой во время прогулок в летний оздоровительный период
Опубликовано: 9 июня 2015 в 10:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация наблюдений за неживой природой во время прогулок в летний оздоровительный период» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Васильевна Доронина (УИ 181590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД