Наталья Захарова
Методическая разработка НОД «От зерна до пирога» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «От зерна до пирога»
Возрастная группа : старшая группа, 5-6 лет
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект : программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Ве-раксы.
Средства:
Публикация «Методическая разработка НОД „От зерна до пирога“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
• наглядные – картинки с изображениями процесса развития растения из семени, картинки с изображением семян: овса, гречихи, пшеницы, гороха; стаканы, ложки, земля, вода.
• мультимедийные – видео «Развитие растения из семени»
• литературные - стихотворение физ. минутка
• оборудование – компьютер, корзинка с пирожками, закрытая салфеткой, демонстрацион-ный материал по лексической теме, стаканчики, емкости с водой, одноразовые ложки, земля, се-мена пшеницы, овса, гороха и гречихи, колос пшеницы, салфетки.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Предварительная работа: проведение консультации с родителями по ознакомлению с задачами по теме «Хлеб», организация и создание детско-родительских проектов-презентаций «Стряпаем дома», цикл занятий с детьми по данной теме.
Цель: Уточнение и расширение представлений о развитии растений и влиянии внешних факто-ров на их рост.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
обобщить представление детей о значении света, тепла, влаги и почвы для роста растений: пше-ницы, овса, гречихи, гороха;
дать первичные представления о фотосинтезе;
формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
формировать представление о развитии растения из семени.
2. Развивающие задачи:
развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление;
формировать трудовые навыки и умение организовывать своё рабочее место;
развивать общую и мелкую моторику, умение сочетать речь с движением.
обогащать словарный запас.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его;
воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
Создать ситуацию успеха для Ани и Вовыпо формированию трудовых навыков и умения органи-зовывать своё рабочее место (тревожные, медлительные дети)
• Планируемый результат:
Дети имеют представление о развитии растений: пшеницы, овса, гречихи и гороха, о влиянии на них внешних природных факторов: света, воды и тепла;
Дети освоили технологию посадки данных растений.
У детей сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самосто-ятельности, инициативности, ответственности.
План проведения НОД:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, умений
3. Постановка проблемы, целеполагание
Физминутка
4. Анализ – сравнение, активное осуждение.
5. Работа в подгруппах, в парах, индивидуально, расположение картинок по порядку.
6. Самостоятельная трудовая деятельность
1. Рефлексия
2. Этап открытости
Этапы
деятельности Содержание дея-тельности Действия, де-ятельность педагога Действия, де-ятельность детей,
выполнение которых при-ведет к дости-жению запла-нированных результатов Планируе-мый
результат
I
Организаци-онный момент
Создание ком-фортной об-становки в группе, подго-товка к НОД
- Ребята, когда вы шли в детский сад, что вы увидели по дороге?
-Правильно, на де-ревьях появились листочки, цветоч-ки, запели птички. Все просыпается и расцветает. А какое сейчас время года? Создает доб-рожелательную атмосферу.
Задает вопро-сы.
Располагаются на стульчиках.
-дарят друг другу улыбки,
-высказывают свои суждения о времени года, месяце, числе, дня недели.
Отвечают на вопросы. Самооргани-зация (орга-низация) де-тей, создание доброжела-тельной атмо-сферы.
Мотивация
(Сюрпризный или заинтере-совывающий момент) -Ребята, посмотри-те, у меня есть кра-сивая корзинка. Как вы думаете, что есть в ней?
-А давайте поню-хаем? Узнали, что это?
Достаем пирожки. Задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышле-ния, обобще-ния. - обобщают, делают выводы по услышан-ным рассказам и сенсорным ощущениям. Возникнове-ния у ребенка внутреннего желания включения в совместную деятельность.
II 2. Актуализация
знаний, уме-ний - Ребята, помните, нам на прошлой неделе Ваня с Мак-симом о чем-то рассказывали.
-Кто вспомнит, что рассказал Ваня? А Максим?
- Да, они готовили с мамами пирожки.
- Кто вспомнит, какие продукты использовали мама с Ваней и Макси-мом.
(дети выходят и рассказывают о своем опыте).
После рассказа де-тей, задаем вопро-сы еще раз.
- Какие все молод-цы! Вам понрави-лось готовить с ма-мой?
-задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышле-ния;
-предоставляет детям возмож-ность обсудить, найти кон-структивное решение;
-включаются в диалог
-доказывают выбор ответа
-выражают собственные мысли, делятся личным опы-том, показы-вают результа-ты своего тру-да
-опираясь на презентацию, подготовлен-ную совместно с родителями после выпол-нения творче-ской работы (совместное приготовление хлебобулочно-го изделия, представляют устный рассказ «Как я с мамой стряпал…»
Остальные ре-бята внима-тельно слуша-ют сверстни-ков и старают-ся запомнить основную ин-формацию из их рассказа. Затем расска-зывают, что запомнили. Возникнове-ние у ребенка желания про-анализиро-вать свои наблюдения, включиться в диалог.
Развитие уст-ной моноло-гической ре-чи.
3. Постановка
Проблемы, це-леполагание
-А из чего делают пирожки?
-А знаете ли вы, откуда берется му-ка?
-Верно, из расте-ния, а может быть, кто-нибудь знает, из какого? Вот, по-смотрите, какой колосок у нас есть.
Сейчас мы с вами увидим, как же растет пшеница.
Что делают, чтобы колосья выросли? (люди садят семе-на, поливаю, уха-живают). А вы знаете, как называ-ется профессия че-ловека, который ухаживает за рас-тениями? (Агроном, давайте все вместе повторим - агро-ном)
А вы хотите сего-дня больше узнать об этой профессии и побыть агроно-мами? (Да) Чем за-нимается агроном? (растениями). А что нужно расте-ния, чтобы они вы-росли? (свет, вода, тепло) Зачем им это надо? Хотите узнать, зачем рас-тениям нужен свет, тепло и вода. И проверить это.
Физминутка
Дети, давайте представим, что мы маленькие зерныш-ки. Зернышки, рас-сыпайтесь по полю.
Был крупинкою простой (дети при-сели, ладошки вме-сте)
Стал зеленою стре-лой (дети подни-маются руки вместе и ладошки к верху)
Солнце летнее све-тило и стрелу позо-лотило (руки вме-сте, а шевелят пальчиками).
-А вы поняли, про что говорится в этом стихотворе-нии? Да, верно, это колосок. Предлагает детям вклю-читься в ак-тивную дея-тельность.
Предлагает по-смотреть ви-део.
Включает ви-део.
Произнося слова физми-нутки, показы-вает движения, побуждает к совместной де-ятельности по физическому развитию -проявляют желание зани-маться новым, активно участ-вовать в про-цессе, выска-зывать предпо-ложения
-внимательно смотрят видео
-высказывают свои предпо-ложения.
Выполняют упражнения.
Готовы к по-лучению но-вой информа-ции.
Снятие мы-шечного напряжения, развитие ко-ординации движений,
Интерес к совместной деятельности по физиче-скому разви-тию. Взаимо-действие со сверстниками и создание положитель-ного настроя.
III
4. Анализ – сравнение, ак-тивное осуж-дение. Напомните, из чего появляется расте-ние? (из семян).
Правильно из се-мян. Как вы дума-ете, семенам, кото-рые под землей, свет нужен? (нет) А тепло? (Да) По-ливать надо? (Да)
Значит семенам, которые под зем-лей, чтобы они проросли необхо-димо тепло и вода. В семени внутри есть маленький за-родыш. Давайте его рассмотрим. Чтобы он пророс из земли, ему необходимо вода и тепло. Но как только он про-растает из земли, у него появляется росточек. А в зем-лю опускается ко-решок. Зачем он нужен растению? Как вы думаете, этому маленькому росточку свет ну-жен? (Конечно). Зачем? (чтобы он вырос большим и здоровым растени-ем)
А зачем солнце ро-сточку, давайте этот росточек ка-шей накормим, вы-растет он большим и здоровым, вот мы едим кашу и все вон какие здоровые и сильные? (нет). Почему? (не знаем). Растения питаются от солнца, они бе-рут силу от него.
- А зачем мы кашу едим? Давайте, как растения, встанем под солнышко и будем сытые (нет). А почему растения тогда сильные?
- У растений есть специальные клет-ки, которые назы-ваются хлорофилл. С помощью него растения получают энергию от солнца. А у человека тако-го нет. Скажите, с помощью чего рас-тения получают энергию от солнца? (хлорофилла). А поливать надо рас-тения? (Да, чтобы не засохли)
Давайте с вами по-садим семена, и разместим их в разные места и по-смотрим, что из них взойдет. Да-вайте поделимся на команды. -задает наво-дящие вопросы о семенах, необходимости для них воды, тепла, света.
- рассказывает об этапах про-растания семе-ни.
-делит детей на команды. - высказывают свои предпо-ложения о необходимости света, тепла, воды для рас-тений и семян.
- слушают, ста-раются запом-нить. Формирова-ние целост-ных пред-ставлений об этапах про-растания се-мян и влия-ние на этот процесс света, тепла и воды.
5. Работа в подгруппах, в парах, индиви-дуально: рас-положение картинок по порядку. Посмотрите, что здесь у меня? (кар-тинки с изображе-нием развития се-мени до взрослого растения). Я пока их несла, они у ме-ня все перепута-лись. Давайте раз-ложим картинки в правильном поряд-ке и попробуем рассказать, как раз-вивается это расте-ние.
А как вы думаете, какое растение у нас здесь выросло? (овес, греча, горох, пшеница)
- демонстриру-ет картинки с изображением развития семе-ни до взросло-го растения
- наблюдает за детьми во вре-мя деятельно-сти
-помогает де-тям в составле-нии устного рассказа по картинному плану.
-садятся за сто-лы для группо-вой работы
- выкладывают в верном по-рядке картинки с изображени-ем развития семени до взрослого рас-тения
-составляют устный рассказ о развитии зла-ка из семени, опираясь на картинный план
-каждый рас-сказывает по картинному плану, вместе выбирают ре-бенка (группу детей, кото-рый будет «представлять» свою подгруп-пу во время заключитель-ного общего сбора. Появились представле-ния о про-цессе разви-тия семени до взрослого растения.
Организация собственной деятельности в соответ-ствии с по-ставленной задачей.
Активизация словаря (рас-ширение и уточнение)
Ребята, смотрите, что тут у нас есть? (зерна)
А какие зерна вы здесь узнаете? (овес, греча, пше-ница, горох)
Давайте их внима-тельно рассмотрим, потрогаем, и по-стараемся запом-нить какие они на ощупь.
Теперь закрываем глаза, а я вам каж-дому дам по зерну, а вы попробуете отгадать, что я вам дала. -демонстрирует стаканчики с разными зер-нами и семе-нами
-предлагает за-помнить их на ощупь
-предлагает де-тям отгадать на ощупь с закры-тыми глазами, какое зерно им дала. -внимательно разглядывают зерна
-делают пред-положения
-запоминают и отгадывают зерна на ощупь Проявили способность к сенсорному познанию предмета.
Пальчиковая гимнастика.
Каша из гречки,
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Машенька ела,
Кашу хвалила,
На всех раздели-ла…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лу-кошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Маша доела
Последние крошки! Произнося слова пальчи-ковой гимна-стика, показы-вает движения, побуждает к совместной де-ятельности по физическому развитию Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, повторяя слова.
Снятие мы-шечного напряжения в кистях и пальцах.
6. Самостоятельная трудовая деятельность А вы хотите сего-дня посадить зер-нышки?
Ребята, а что нам надо, чтобы поса-дить растения? (ем-кость, землю, воду, семена.)
-Сначала насыпаем землю в стакан до отметки. Теперь обильно поливаем водой.
А зачем мы это де-лаем?
Берем семена и кладем на землю.
Теперь берем не-много земли и за-сыпаем наши семе-на.
Давайте теперь по-ставим наши ста-канчики в разные места, и посмот-рим, где лучше рас-тения прорастут: в тепле, холоде, в темноте или на свету.
Поставим в темное, но теплое место.
В темное и холод-ное место.
- На свет и в теплое место
- На свет и в хо-лодное место.
И будем каждый день смотреть, как развиваются наши растения. И не за-будем их поливать. -задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышления
- объясняет процесс посад-ки семян.
- наблюдает за детьми во вре-мя деятельно-сти
-помогает де-тям в деятель-ности.
-рассаживаются за столы для групповой ра-боты
-высказывают свои предпо-ложения о не-обходимых предметах для посадки расте-ний
-насыпают землю в стакан
-поливают во-дой землю
-насыпают се-мена
-засыпают се-мена землей
-ставят свои растения в раз-личные места
-составляют рассказ о про-деланной рабо-те, вместе вы-бирают ребен-ка (группу де-тей, который будет «пред-ставлять» свою подгруппу во время заклю-чительного общего сбора. Посадка рас-тений. За-крепление трудовых навыков.
IV 7. Самокон-троль (соотне-сти с целью)
Самооценка, рефлексия. -Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Вам понравилось?
помогает детям наводящими вопросами со-ставить связ-ный рассказ о результатах своей деятель-ности. демонстрируют результаты своей деятель-ности
-вспоминают этапы посадки семян и про-растания их
-с помощью взрослого оце-нивают резуль-таты своей ра-боты. Соотнесение детьми ре-зультата дея-тельности с намеченным планом
5. Открытость (создание воз-можности сде-лать вывод ре-бенку самосто-ятель-но (научить других) Мы сегодня с вами узнали для чего растениям свет, во-да и тепло. Мы предлагаем вам следить за вашими растениями и уха-живать за ними. Посмотреть, как развиваются расте-ния и сделать вы-вод, какое растение развивается быст-рее и более устой-чиво к внешним воздействиям. И отразите свои наблюдения в сво-их тетрадях. создает ситуа-цию необхо-димости ис-пользования самостоятельно полученные знания
- слушают сверстников, озвучивают свое мнение, предлагают свои способы использования полученных знаний.
Выражают же-лание продол-жить работу. Возникнове-ние желания продолжения работы в раз-ных формах самостоятель-ной деятель-ности со сверстника-ми, взрослы-ми
Список литературы
Учебно-методический комплект : примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой