Ольга Клопот
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Белоснежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие -
• познакомить с количественным составом числа 7 из двух меньших чисел;
• продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
• закрепить количественный и порядковый счет.
• развивать представления детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник круг;
Публикация «Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе „В гостях у Белоснежки“» размещена в разделах
• совершенствовать умение конструировать из отдельных частей (палочек) сюжетные рисунки;
• расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности;
• закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• развивать связную речь через полные ответы на вопросы;
Развивающие -
• развивать мелкую и общую моторику - работа с раздаточным материалом;
• развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
Воспитательные -
Воспитывать нравственные качества личности дошкольников, сопереживание, ответственность и заботу.
Использование современных образовательных технологий:
Сказкотерапия.
Мнемотехника.
ТРИЗ-технология (методы развития творческого воображения дошкольников)
Проблемно - игровые технологии:
- проблемные ситуации
- творческие задачи
Логоритмика.
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика
Методические приемы :
беседа-диалог, игровая ситуация, тематическая физкультминутка, анализ, подведение итогов, психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.
Демонстрационный материал: картинки с изображением гномиков (7 шт.) и Белоснежки, квадрат и треугольник, карточки с цифрами от 1 до 7, мнемотаблица «Домики для цифр (состав чисел)», карточки с математическими знаками.
Раздаточный материал: математические счетные наборы фигур и цифр, двухрядные полоски из картона для выкладывания счетного материала; конверты с тремя картинками с изображением гномиков без колпачков, наборы треугольников разного вида; картинки с изображением разных частей суток; индивидуальные листы с мнемотаблицей «Домики для цифр (состав чисел)».
Предварительная работа:
беседа о составе чисел, геометрических фигурах: сравнение квадрата и прямоугольника, какие бывают треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
ознакомление с математическими знаками: <,>, +, =;
повторение понятия «часть суток»;
чтение сказки «Белоснежка и семь гномов» - Братья Гримм;
рисунки - «Домик для гномика».
Ход ООД:
I.
К доске прикреплены картинки с изображением Белоснежки и гномиков - 7 шт., квадрат и треугольник. (Прикрыты занавесом.)
Игровое упражнение "Отсчитай фигуры".
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо из сказочного леса. Оно с просьбой о помощи. (Снимаем занавес.) Узнаете от кого это письмо? Ответы детей.
Воспитатель: Сколько всего гномиков? (Дети считают. На полосках выкладывают в верхнем ряду 7 красных кружков и цифру 7.)
Белоснежка? – Одна. (Дети выкладывают один синий прямоугольник в нижнем ряду и цифру 1.)
Воспитатель: Чего больше: кружочков или квадратов? (Ответы детей. На доске записываем неравенство 7и1.)
Воспитатель: Из каких чисел состоит число 7? 1и 6, какие еще пары чисел можете назвать,ребята.
Ответы детей: 2 и 5, 3 и 4. (Дети раскладывают на полоске, соответственно по рядам, кружки и квадраты. На доске воспитатель записывает математические выражения: 1+6=7, 2+5=7, 3+4=7.)
II.
Воспитатель: Посмотрите, что же здесь произошло (показывает на квадрат и треугольник).
Наверное, налетел ураган и разрушил домик гномов. Гномикам негде жить, мы можем им как-то помочь? Давайте, дети поможем построить дом для наших друзей. Какие фигуры вы здесь видите?
Ответы детей.
Логоритмика «Строим дом» :
Раз, два, три, четыре, пять
Будем строить и играть.
(шагаем на месте)
Дом большой, высокий строим.
(на носочках тянутся вверх)
Окна строим, крышу кроем.
(руки поднимаем и тянем вверх)
Вот такой красивый дом!
(руку вперёд, подняв большой палец вверх)
И гномы будут жить в нём!
Индивидуальная работа ребенка у доски: собираем домик из геометрических фигур.
Воспитатель: Из каких фигур Маша собрала домик?
Ответы детей: Домик Маша собрала из квадрата итреугольника.
Воспитатель: Теперь, давайте построим дом из счетных палочек. Сколько сторон у квадрата -4; сколько сторон у треугольника -3. Как расположены фигуры: внизу – квадрат, сверху – треугольник. Сначала соберем из палочек квадрат, а затем, сверху поставим крышу – треугольник.
Дети собирают домики.
Воспитатель: сколько палочек потратили для строительства домика.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, ребята, пересчитаем гномиков по порядку, проверим – никто не потерялся.
Дети считают: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой.
Воспитатель: Один гном, два…гнома, три гнома, четыре гнома, пять гномов, шесть гномов, семь гномов.
Игровое упражнение "Подбери колпачки гномикам".
Воспитатель: Ребята, Белоснежка приготовила вам сюрприз: в ваших конвертах картинки с гномиками и геометрическими фигурами; картинки с изображениями частей суток.
Разложите картинки с гномиками. Вы что-нибудь заметили? (У гномиков нет шапочек.)
Воспитатель: Эти гномики потеряли свои шапочки в лесу. Они очень расстроились. Давайте подберём им шапочки. Какие это фигуры?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы узнали, что это треугольники? Это одинаковые треугольники?
Ответы детей: У треугольника три угла – вершины.
Воспитатель: Красный треугольник имеет три одинаковые стороны, его стороны равны, и он называется равносторонним.
У зелёного треугольника стороны разные по длине, он называется разносторонним.
У желтого треугольника две стороны равны. Это равнобедренный треугольник.
Воспитатель: Подарите колпачки гномикам.
Дыхательная гимнастика «гномики великаны:
Гномики мечтают вырасти и поэтому часто играют в свою любимую игру
"Великаны" - встают на носочки и поднимают руки вверх. (Глубокий вдох.)
На сигнал "Гномики!" - дети присаживаются на корточки. (Шумно выдыхаем.) Повторить 3 -5раз.
Игровое упражнение "Составь сутки".
Воспитатель: Гномики всегда путают части суток. А вы путаете? Сейчас проверим. Возьмите картинки с изображением частей суток и разложите их по порядку, начиная с утра.
Белоснежка прислала нам загадки - подсказки «Когда это бывает?» :
Солнце встало только-только.
В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько-
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время как зовут?
(утро)
Воспитатель: Подберите картинку для этого времени суток. Почему ты выбрал эту картинку?
Солнце в небе ярко светит.
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите!
(день)
Воспитатель: Какая же картинка подходит для этого времени суток?
В небе звёздочки зажглись.
Все в кроватки улеглись.
Засыпают сын и дочь.
Что за время это?
(ночь)
Воспитатель: Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.
Скоро солнышко садится,
Небо потемнело.
Все закончили трудиться,
Отложили дело.
Всех детей домой ведут.
Это время как зовут?
(вечер)
Воспитатель: Найдите картинку для этого времени суток. Давайте поставим картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь. (Индивидуальная работа детей. На доске воспитатель выкладывает картинки: утро, день, вечер, ночь.) Теперь проверим, у вас получилось также?.
III.
Воспитатель: давайте заселим пустые квартиры в седьмом домике, для этого вспомним из каких чисел состоит число 7. (Дети заполняют индивидуальные листы.)
Воспитатель: Белоснежка благодарит вас, ребята, за помощь. Все были умницы, поработали отлично. С какой цифрой мы сегодня познакомились? Какие геометрические фигуры вы вспомнили, что нового узнали о них? Какая часть суток у вас самая любимая, почему?
Ответы детей.