Татьяна Харитонова
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний день, в условиях чрезвычайно обострившихся экологических противоречий, когда существует реальная угроза выживанию человечества, особую актуальность приобретает формирование нового типа экологического сознания, экологическое образование и воспитание личности.
Публикация «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Процесс экологического образования дошкольников в педагогической практике традиционно связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением или совсем отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность дошкольников рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он «автоматически» окажется и экологически воспитанным. Следовательно, роль ДОУ в формировании личностного отношения к природе не должна ограничиваться лишь передачей детям формальной информации. Таким образом, задача педагога – сформировать устойчивость оценок, мнений и взглядов дошкольников по принципиальным проблемам определения позиции личности в системе «человек – природа – общество».
В связи с этим, хочется отметить, что игровая деятельность как самомотивированная и, безусловно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, вызывает положительное отношение к ее содержанию. Средством достижения моей цели стала разработка и применение игр, насыщенных экологическим содержа-нием. Они специально создаются мною для решения конкретных дидактических задач на экологических занятиях.
Формированию познавательного интереса дошкольников к природе способствуют и такие дидактические игры как : «Садовник и цветы», «Узнай и назови лекарственные растения», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», которые с большим успехом выполняют функцию метода экологического воспитания, облегчают детям усвоение экологических знаний, формируют осознанно-правильное отношение к их содержанию, развивают связную речь, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, развивают мыслительные операции: классификация, анализ, обобщение, сравнение; внимание, память.
Например, по окончанию дидактической игры «Назови, кто им стал», перед детьми ставится такая проблемная ситуация: «Решили домашние животные дать зверям отпор. Что они могли придумать?» или по окончанию дидактической игры «Скажи наоборот» я продолжаю: «Услышали эту историю веселые, трудолюбивые, дружные, добрые ребята, и решили они помочь голодным лесным зверям. Как же вы им можете помочь…». После решения таких ситуаций, будут целесообразно продолжить формирование у детей знаний и навыков по экологии с помощью игры «Кто что ест», «Кто что делает» с применением опять же метода проблемного воспитания и обучения (Что должно быть в этом доме?», Как вы думаете?., когда дошкольникам предоставляется возможность рассуждать, обобщать, самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» решает еще и одну из речевых задач. При анализе мыслитель-ных операций, лежащих в основе антонимии, человек опирается не только на имеющуюся у него речевую систему, но и на свой опыт познания окружающего мира.
Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Несомненно, такое познание наиболее целесообразно осуществлять в процессе наблюдений, различных игр. Очевидно, что организация взрослым игровой и познавательной деятельности оказывает на ребенка и воспитательное воздействие. Например, игра «Добрые слова» (придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы) где необходимо подчеркнуть, что есть много добрых слов, которые следует чаще говорить не только взрослым и детям, но и объектам природы, проявляя эмоционально - положитель-ное отношении к ней, окружающему миру, позволяет воспитывать любовь, бережное отношение к природе, стремление помочь ближнему, закрепить правила поведения в природе, активно употреблять определения в речи. При этом психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями. Они утверждают, что отношение не может зародиться только на основе знания – к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. По утверждению П. М. Якобсона моральные чувства формируются «под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия» при выполнении поручения, впечатления от слов воспитателя.
Таким образом, я убеждена, что действие и слово дополняют друг друга -- это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.
Совершенствовать знания детей о сезонных явлениях, умения детей сопоставлять, делать выводы, ар-гументировать свой выбор помогает игра «Где снежинки?». У ребенка проявляется познавательный интерес к окружающему миру, к различным явлениям природы. Я стараюсь рационально отбирать познавательный материал и продумывать методы и приемы, с помощью которых смогу лучше всего передать его содержание. А дидактическая игра «Что, какое?» позволяет развивать умение описывать предметы и явления окружающей среды, уточнять признаки, свойства, качества, характеристики предмета, расширять словарный запас.
Организация дидактических игр с родителями и детьми.
Игра «Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.)
Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок, ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т. д
Игра «Узнай и назови лекарственные растения»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры : вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг). И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
Игра «Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
Игра «Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» :
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Приложение 2
Игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Конкурс плакатов по теме «Планета Земля в опасности - спаси ее».
Каждой команде предлагается нарисовать свое видение, решения ситуации, по теме «Планета Земля в опасности - спаси ее».
дид. игра «Кто чем питается» (разложить картинки с изображением корма к картинкам, с изображением животных).