Ирина Горбачевская
Технологическая карта «Рассматривание колосьев и зерен злаковых растений пшеницы, ржи и овса»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Тема: Рассматривание колосьев и зерен злаковых растений.
Образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
Заметить и назвать части злаковых растений : корни, стебель, листья, колос.
Сравнить корни, стебли, листья, колосья, зёрна пшеницы, ржи и овса.
Узнать о том, кто выращивает злаковые растения (хлеборобы, агроном) и что изготавливают из пшеницы, ржи, овса.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Технологическая карта „Рассматривание колосьев и зерен злаковых растений пшеницы, ржи и овса“» размещена в разделах
Речевое развитие. Описать злаковые растения : особенности корня, стебля, листьев, колосьев, зёрен.
Объяснить новые слова: хлеборобы, агроном.
Планируемый результат занятия: называют части растений, сравнивают и описывают злаковые растения; объясняют, кто выращивает злаковые растения, как их использует человек.
Материалы и оборудование: колосья и зерна пшеницы, ржи, овса на каждом столе, иллюстрации злаковых растений, растущих в поле злаковых растений, лупы, конверт с письмом, угощение - поднос с кусочками черного, белого хлеба, овсяное печенье.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап - Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.
- Стимулировать интерес к ней. - Ребята, отгадайте загадки:
Он злак, он в поле колосится,
Он не ячмень и не пшеница,
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле (рожь)
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу - булочкой душистой (пшеница)
- Где растут злаки? (в поле)
- Кто видел, как они растут? Словесный - художественное слово, беседа. Отгадывают загадки
Отвечают на вопрос, опираясь на опыт. Заинтересованы,
отвечают на вопросы.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы -Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности.
-Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность). - Ребята, Незнайка сегодня поспорил со своими друзьями, откуда берется хлеб и батон. Он утверждает, что хлеб растет на деревьях, а друзья с ним не соглашаются.
- Как вы думаете, прав ли Незнайка?
- Рассмотрим злаковые растения и узнаем.
Словесный и практический – постановка проблемного поискового вопроса.
Высказывают предположения.
Проявляют желание рассматривать растения. Проявляют желание решить проблему
Выбирают способ решения проблемы.
Проявляют инициативу.
2.2. Этап ознакомления с материалом -Актуализировать имеющиеся представления.
-Сформировать новые представления (умения). - Давайте с вами рассмотрим злаковые растения.
- Из одного из этих злаков делают очень полезную кашу. Как вы думаете, что это за злак? (овес). - Чем он отличается от остальных колосьев?
- Давайте рассмотрим колос ржи, чем он отличается? Обратите внимание на усики колоса, потрогайте, какие они?
-А теперь возьмите колос пшеницы, как его можно узнать? Чем отличаются усики колосьев?
- Посмотрите на овес. Чем отличается и похож овес на пшеницу и рожь?
- Посмотрите на картинки. Какие части есть у растения пшеница?
- Обратите внимание на корни растений. Чем отличаются? Как вы думаете, почему?
- Зачем растениям нужен стебель? Листья? Какую форму имеют листья у пшеницы/ржи/ овса?
- А теперь возьмите лупы, посмотрите на зерна этих злаковых растений. Они тоже разные. Посмотрите внимательно на зерна: какой они формы, какого цвета? Величины? Что можно сказать о твёрдости? Как догадались?
- Как люди используют зёрна злаковых растений?
Расскажите, какое значение имеет для человека рожь/пшеница/овес?
- Для чего используются стебли злаковых растений?
- Как вы считаете, откуда берется хлеб? Из чего его изготавливают?
- Из чего делают муку?
- Где растут эти растения?
- Как вы думаете, можно назвать эти растения дикорастущими? Почему нет?
- Кто выращивает злаковые растения?
- Я вам расскажу :
Хлеборобы – это люди, которые работают в поле, пашут землю, сеют, выращивают семена злаковых растений, ухаживает за будущим хлебом, убирают урожай.
Агроном – это особый специалист, который следит за созданием условий для жизни растений. Весной проверяет почву, прогрелась ли она, готовит зерно к посеву. Летом борется с сорняками. Наглядный –рассматривание растений.
Словесный – вопросы об увиденном, рассказ воспитателя.
Практический – исследовательская деятельность (потрогать, создать специальные условия, трудовая деятельность.
Сравнивают колосья, называют признаки отличия.
корни, стебель, листья, колос, зерна
Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. Находят их отличия.
Рассматривают и называют особенности, отличительные признаки
Из пшеницы получается мука пшеничная, из нее изготавливают белый хлеб, крупу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель.
Из ржи-ржаную муку, из нее пекут темный (чёрный) хлеб.
Из овса-овсяную кашу, муку, корм для животных.
Получают представления об особенностях внешнего вида злаковых растений, о выращивании и использовании человеком.
2.3. Этап практического решения проблемы Актуализировать сформированные представления. Физминутка «Колоски»
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети приседают).
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).
-Колоски тянутся к солнышку (дети тянут руки вверх).
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски ( дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
- Ребята, мы с вами узнали, откуда берется хлеб, из чего его делают.
- Что вы теперь скажете Незнайке? Докажите Незнайке, что он не прав. Практический – игровой.
Словесный – беседа, рассказы детей.
Дети выполняют движения.
Хлеб пекут из муки, изготовленной из злаковых растений, которые выращивают в поле хлеборобы и агроном. Разрешают проблему, отвечают на проблемный вопрос, рассказывают откуда берётся хлеб из чего его делают.
3. Заключительный этап -Закрепить сформированные представления (умения).
-Обобщить сформированные представления.
-Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки. Дидактическая игры «знай по описанию»
- Ребята, я буду читать вам небольшой рассказ про растения, а вы попытайтесь угадать, что же это за растение. Кто больше отгадает, тот выиграет.
-Злаковое растение, которое человек специально выращивает.
- Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды.
- Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб.
- Самое высокое злаковое растение.
- Это растение не боится холодов.
- Из неё пекут тёмный хлеб.
- Злаковое растение, имеющее пышную метёлку.
- Из неё делают муку и крупу «Геркулес».
- Ребята, друзья Незнайки благодарны за рассказ о злаковых растениях и поэтому прислали нам угощение (поднос с кусочками черного, белого хлеба, овсяное печенье).
- Из каких злаков это печенье изготовлено? Какие ещё злаковые растения вы знаете?
- Как узнаете в поле пшеницу? Рожь? Овес?
- Что мы с вами рассматривали?
- Кому помогли? Как узнали о растениях?
- Кто сможет нарисовать рожь, пшеницу и овес? Как нарисуете? Практический – дидактическая игра.
Словесный – беседа, рассказы детей.
Называют растения по отдельным признакам
Описывают злаковые растения, называют их отличительные признаки. Демонстрируют сформированные представления о злаковых растениях, об их потребностях, о выращивании и использовании человеком; умения отличать злаковые растения.