Оля Колядина
Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 1. Введение
Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.
Одна природа делает великое даром.
А. И. Герцен.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на природу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Люди должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий, соблюдать законы природы, а значит изменить своё потребительское отношение к ней. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Публикация «Методическая разработка „Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению учёных И. А. Бондаренко, Н. Н. Достовалова, М. С. Каган воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы. Творческие педагоги находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников.
Глава 2. Аналитическая часть
Психолого-педагогические исследования проблемы экологического образования дошкольников
Изучение и наблюдение природы породило науку.
Цицерон.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах
(А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова).
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Позднее в дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования : проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. И. и С. Г. Ашиковы и др.)
Глава 3. Практическая часть
3.1. Цели и задачи раздела программы «Детство»
«Ребёнок открывает мир природы»
Наш детский сад работает по программе «Детство». Она разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. Герцена, г. Санкт-Петербурга, авторский коллектив в составе В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Является программой обогащённого развития детей и обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей. Девиз программы: «Чувствовать – познавать - творить».
Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольников, обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребёнка, а также гармонию с окружающим миром.
Линия познания основывается на развитии познавательной активности, любознательности, самостоятельности.
Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включиться в творческую деятельность.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Особое внимание в воспитательно-образовательном процессе отводится воспитанию у дошкольников основ экологической культуры, ценностных ориентаций в поведении и деятельности. В разделе «Ребёнок открывает мир природы» для осуществления главной цели - экологического образования дошкольников поставлены задачи на каждую возрастную группу:
Младший дошкольный возраст :
- обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;
- включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы);
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
Средний дошкольный возраст :
- формировать представления детей о природе, а также экологически ценный опыт общения с животными и растениями;
- удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы;
- стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе;
- прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Старший дошкольный возраст :
- способствовать расширению и углублению представлений детей о природе;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;
- помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями, отдельные способы охраны природы;
- воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Анализируя данные уровня освоения программы за 2007-2008 учебный год (Приложение 1, мы пришли к выводу, что уровень знаний, умений и навыков детей недостаточно высок. Предполагаемая причина: используемые педагогами методы и приёмы малоэффективны в работе по формированию основ экологической культуры дошкольников. Исходя из этого, мы поставили цель:
Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Определили задачи:
Изучить новые формы работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
Повысить профессиональную компетентность педагогов в области экологического воспитания.
Использовать освоенные методы в работе с детьми.
3. 2. Методы и формы экологического воспитания дошкольников
Как же построить знакомство с природой и экологическое воспитание таким образом, чтобы оно приносило пользу ребёнку и одновременно развивало в нём чувство ответственности за окружающий мир?
Во-первых, необходимо ориентироваться на потребности и возможности дошкольника, помня о специфике его интеллекта и эмоций. В три-четыре года экологические представления базируются на чувственном опыте ребёнка, непосредственном взаимодействии с природными объектами-растениями, животными. В четыре-пять лет малыш живо интересуется природными явлениями, которые можно наблюдать на улице, из окна, в детском саду. К пяти-шести годам детям становятся доступны взаимоотношения и взаимозависимости в природе, причины тех или иных природных явлений.
Во-вторых, важнее не накапливать большое количество информации, а уметь её обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой.
В-третьих, необходимо сочетать приобретение знаний о природе и её эмоциональное восприятие. Нужно, чтобы образование не превращалось в скучное заучивание и натаскивание, а приносило радость и детям, и взрослым. Задания лучше облекать в форму игры, соревнования, экспериментирования и других, свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы эффективно проходит в моделирующей деятельности.