Светлана Мещерякова
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 «Умка»
г. Подольск
Семинар
для педагогов
Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию
дошкольников в свете ФГОС»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Мещерякова С. И.
2019 г.
Публикация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
(А. С. Макаренко)
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все
представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовывать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ:
- Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
- Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
- Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
- Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Задачи трудового воспитания детей
дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа. Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
2-я младшая группа. Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа. Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.
Старшая группа. Добавляется ручной труд. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа. Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Формы организации труда детей
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников. Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Дежурства – это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.
Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.
Овладение компонентами трудовой деятельности
в процессе самообслуживания:
Младший возраст - трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.
Средний возраст - дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.
Старший дошкольный возраст - приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.
Овладение компонентами трудовой деятельности
в процессе хозяйственно - бытового труда:
Младший возраст – дети учатся накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.
Средний возраст - расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу. Могут подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем; расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте; готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям
Старший дошкольный возраст - труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.
Овладение компонентами трудовой деятельности
в процессе труда в природе:
Младший возраст - с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Расширяется и активизируется словарь детей.
Средний возраст - труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе с взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности
в процессе ручного труда:
Старшая группа - в процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов: шишек, желудей, каштанов, и др., к самостоятельной деятельности: изготовлению игрушек-самоделок для игры, подарков родителям, украшений к праздникам.
Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
- повысить интерес дошкольников к труду;
- формировать навыки совместной деятельности;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- возрастает значимость положительного влияния коллектива на личность;
- сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
- формируется чувство общественного долга;
- труд станет для детей потребностью.
Санитарно-эпидемиологические требования
к организации трудового воспитания.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев, требуют особый контроль за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность.
Требования к организации детского труда:
1. Систематичность детского труда. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильный труд может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства радости, что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.
3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.
4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Взаимодействие с родителями
Так же важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Для этого необходимо проводить индивидуальные беседы, родительские собрания, круглые столы. Только объединившись можно добиться положительных результатов.
Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких и друзей.
Вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС.
Формы и методы работы с родителями:
• Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
• Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
• Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.)
Вывод:
Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
"Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива". Сухомлинский В. А.