Татьяна Филеткина
Консультация «Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»
Кружок «Секреты пластилина»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» В. А Сухомлинский
Публикация «Консультация „Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в своей работе с детьми веду кружковую деятельность духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности “Секреты пластилина”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с ребятами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Такие занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).Такое построение занятий кружка “Секреты пластилина” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей расширяются элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В средней группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Основной целью кружковой деятельности является развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Для реализации цели кружка «Секреты пластилина» поставлены основные задачи: учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); учить работать на заданном пространстве; учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; а так же воспитывать духовно-нравственные качества и вечные ценности: отзывчивость, милосердие, правдолюбие, стремление ребенка доброту и неприятию зла, умение сочувствовать, переживать; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать сюжетно – игровой замысел; развивать интерес к процессу и результатам работы; развивать интерес к коллективной работе.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Наблюдая за детьми в процессе выполнения индивидуальных заданий, в выполнении коллективных работ отмечается положительная динамика. Дети овладели различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание, а так же активно используют лепные навыки в самостоятельной продуктивной деятельности. Они стали усидчивее, проявлять аккуратность в выполнении творческих заданий. Адекватно умеют высказывать своё мнение, отношение. Доброжелательно общаются в коллективе.
Проводимая работа по духовно- нравственному развитию дошкольников через кружковую деятельность отмечает положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. У детей проявляется потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование ближним. Дети стали больше обращать внимание на богатство, красоту и разнообразие мира природы понимать необходимость бережного отношения ко всему живому. Кроме этого кружковая деятельность расширяет кругозор дошкольников, способствует созданию выработки у детей специфических навыков и умений. У детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество формирует у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014. — с. © Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014
2. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. 2. 2. Липинский. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил. – (Основы художественного ремесла).
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Издательство: Скрипторий -2013г.
4. Волшебный пластилин: учебное пособие. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.-96 с. : ил. – (Академия дошколят).
5. Орен Рони. Секреты пластилина: Учебное пособие – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2014. -96 с. : ил. (Академия дошколят).
6. Орен Рони. Секреты пластилина. Динозавры: Учебное пособие. – М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2014.-56 с. ил. (Академия дошколят).
7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.