кира пашина
План работы по самообразованию «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пашина Кира, воспитатель
План по самообразованию воспитателя ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»
«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
Дата начала работы над темой: октябрь 2016 год
Дата окончания работы: апрель 2018 год.
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Публикация «План работы по самообразованию „Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самообразование, саморазвитие
- Семья. Планы
- Темочки
Актуальность: Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на современном этапе является уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности.
Для внедрения и реализации ФГОС ДО в жизнь детского сада, я считаю необходимым активное вовлечение родителей в работу детского образовательного учреждения. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Отсюда, следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС ДО -повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Цель: Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Задачи:
• повышение уровня родительской компетентности в вопросе воспитания детей;
• повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ
• улучшение эмоционального климата в семье
• Разработать перспективный план работы с детьми и родителями в рамках семейного клуба «Вместе дружная семья»;
Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями
1. Работа с педагогами: консультация для воспитателей: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей»; Подготовка буклетов «Интерактивные игры»
2. Работа с детьми и работа с родителями проводится в рамках семейного клуба «Вместе дружная семья», с целью установления сотрудничества детского сада и семьи, а так же в вопросах развития мелкой моторики рук по средствам совместного творчества заседания будут проходить два раза в месяц. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы: беседы, консультации по определенным темам, групповые родительские собрании, - анкетирование на начало года с целью знакомства с детьми. Их особенностями, интересами; анкетирование на конец года по деятельности семейного клуба «Ваше мнение, родители»
Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба
«Вместе дружная семья».
Теоретические основы создания семейного клуба
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель
взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных
правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая
актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной
позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании
детей.
Цель:
-укрепление партнерских отношений семей воспитанников и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Задачи:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
• Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.
• Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на один учебный год и может корректироваться в соответствии с запросом родителей. В плане отражается тематика заседаний, консультаций; форма организации, сроки, ответственные.
Встречи в клубе проводятся 2 раза в месяц в помещении детского сада,
продолжительностью 40 - 60 минут, оптимальное количество участников 6-8
семей. Участвовать в работе клуба также приглашаются все желающие родители или
члены семьи, а также гости, т. е. привлеченные специалисты.
Организации встреч с родителями предшествует подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов:
1. Тема встречи оглашается заранее. На информационных стендах для родителей в приемных вывешивается приглашение на встречу, а также каждому родителю выдается приглашение.
Заседания клуба проходят в нетрадиционных формах – «Тематический вечер», «Круглый стол», «Семинар – практикум» и др.
Упражнения для развитие мелкой моторики рук.
На этом этапе применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь напрямую способствует развитию речи.
Основная часть.
Направления деятельности на основном этапе работы:
1. Образовательно-просветительское направление - представление информации для
повышения психолого-педагогической культуры родителей (семинары, тренинги,
практикумы, консультации специалистов различных направлений, иные занятия,
направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений, снятие затруднений детско-родительских отношений).
2. Практико-действенное направление - повышение заинтересованности родителей в
выполнении общего дела, проявлении творческих и музыкально-эстетических способностей,
полноценном эмоциональном общении (организация семейного досуга, организация
конкурсов и выставок, Музыкальная гостиная).
Так как, современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных
методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, в данном направлении
мы используем такую нетрадиционную форму сотрудничества с родителями как проведение мастер - классов самими родителями.
Дети и родители выполняют творческую работу в которой изготавливают различные тематические поделки.
Подведение итогов
Во время проведения процедуры обратной связи в конце заседания используются следующие методы:
1. Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы письменно): Ваши пожелания на следующее занятие? и др.
2. Устная форма (продолжи фразу: «Работая с группой я понял, что.»).
3. В конце встречи участники получают домашнее задание: поучаствовать в различных конкурсах и мероприятиях, например, сделать развивающую игру к конкурсу «Чудо игрушка», создать «Самодельную книгу», приготовить сладкое блюдо для чаепития и многое другое. В конце заседаний всем семьям вручаются грамоты или поощрительные призы.
Для воспитателей и специалистов, участвующих в работе Клуба, очень важна оценка их деятельности. Для этого в конце учебного года мы проводит анкетирование «Ваше мнение, родители» (приложение 5). Данное анкетирование позволяет специалистам планировать дальнейшую работу с учетом пожеланий родителей.
Из всего вышесказанного следует вывод, что только объединение усилий данных социальных институтов (родителей и ДОУ) помогает достичь успеха в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Положение о семейном клубе «Вместе дружная семья»
1. Общие положения
1.1 Семейный клуб «Вместе дружная семья» (далее Клуб) создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи, а так же вопросах развития мелкой моторики рук по средствам совместного творчества.
1.2 Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующего законодательства РФ в области образования, Законом об образовании, Уставом ДОУ, настоящим положением.
1.3 Участниками Клуба являются родители детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОВЗ, педагоги, ,учитель – дефектолог.
1.4 Основными принципами работы Клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.5. Дошкольное образовательное учреждение руководствуется интересами семьи воспитывающей ребенка.
1.6. Обязательное условие детско – родительских встреч: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение этических норм.
2. Задачи Клуба
2.1 Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОВЗ старшего дошкольного возраста.
2.2 Активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
2.3 Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.
2.4 Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада
3. Права и обязанности участников Клуба
3.1 Родители (законные представители) имеют право:
На получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания ребенка;
На получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
На высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
3.2 ДОУ имеет право:
На изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
На внесении корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
3.3 ДОУ обязано:
Организовать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ и учетом интересов, запросов родителей;
Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
4. Организация работы Клуба
4.1 Работа клуба осуществляет на базе ТМБДОУ «Детский сад комбинированного вида Рябинка».
4.2 Руководит работой Клуба педагоги ТМБДОУ «Детский сад комбинированного вида Рябинка», Пашина К. А., Пшеницина Л. Н.
4.3 Работа Клуба основана на сотрудничестве родителей, воспитателей, учителя – дефектолога.
4.4 Планирование работы Клуба идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
4.5 Формы организации работы Клуба: круглый стол, тематические вечера, психологические тренинги, творческие практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение семейного воспитания.
4.6 Встречи Клуба проводятся 2 раза в месяц.
4.7 Продолжительность заседаний 40 мин.
План работы семейного клуба «Вместе дружная семья» на 2016 - 2017 учебный год
№
п/п Наименование мероприятий Форма организации Сроки Ответственные
1. «Играем пальчиками» Творческое занятие
Нетрадиционное рисование
«Кисть рябины»
октябрь Воспитатели
Учитель- дефектолог
2. «Развиваем пальчики - тренируем речь»
Круглый стол, тренинг, творческая поделка
ноябрь Воспитатели, учитель дефектолог
3. «Игротека в кругу семьи» Творческая работа родителей и детей ноябрь Воспитатели
4. «Возможности соленого теста в развитии мелкой моторики руки» Тематический вечер с родителями и детьми, творческая работа «Снеговик» декабрь Воспитатели, учитель-дефектолог
5. «Дарим подарки друг другу» Круглый стол, консультация для родителей (творческая работа «Красивая новогодняя игрушка», чаепитие)
декабрь Воспитатели
Учитель-дефектолог
6. «Рождественские встречи» Творческое занятие «Рисуем по - новому» «Ёлочка»
январь Воспитатели, учитель-дефектолог
7. «Нетрадиционные техники рисования»
«Красивые цветы» февраль Воспитатели,
учитель-дефектолог
8. Подарок от чистого сердца
Лепка
«Подарок папе» февраль воспитатели
9. «Чудеса своими руками»
Лепка Подарок маме
«Тюльпаны своими руками» март Воспитатели
Учитель-дефектолог
10. Выявление запроса родителей и получение дополнительной информации о семье.
Анкетирование март воспитатели
11. «Игры, в которые играют взрослые и дети» Семинар-практикум март Воспитатели
12. «ЗОЖ в вашей семье» апрель воспитатели
13. «Спасибо деду за победу» Коллективная работа
«Память о войне» май Воспитатели
14. «Ваше мнение, родители» по итогам работы клуба Анкетирование
Творческая работа май Воспитатели, учитель дефектолог
Анкеты для родителей по итогам работы клуба за 2016 -2017учебный год
Дата проведения: __ 20___ года
Цель анкетирования: выявление запроса родителей и получение информации об эффективности работы клуба
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАБОТЕ КЛУБА «Вместе дружная семья»
1. Понравились ли вам совместные занятия, с детьми проводимые в нашем семейном клубе?___
2. Что нового и интересного вы узнали для себя?___
___
3. Что еще хотелось бы вам увидеть в работе нашего клуба?___
___
4. Чтобы вы могли интересного внести в работу нашего клуба «Вместе дружная семья» (поездки, рассказ о своей профессии, выезды на природу и т. п. ?___
___
5. Нужно ли дальше продолжать работу нашего клуба?___
___
По результатам анкетирования сделаны следующие выводы:
1. Родители используют информацию, полученную на заседаниях клуба, в воспитании детей.
2. Родители стали более компетентны в вопросах воспитании детей дошкольного возраста.
Лист регистрации участников работы семейного клуба «Вместе дружная семья»
№
п/п Ф. И. О. участника подпись
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Дата
Воспитатели: Пшеницина Л. Н.
Пашина К. А
Учитель-дефектолог Ненянг А. М.