Жанара Кабдулина
Социальное партнёрство ДОУ и окружающего сообщества
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования»
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Публикация «Социальное партнёрство ДОУ и окружающего сообщества» размещена в разделах
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Цель деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество.
МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко», являясь открытой социальной системой, постоянно взаимодействует с внешней средой: организациями, обеспечивающими жизнедеятельность ДОУ; объектами социальной сферы; социумом ближайшего окружения, прежде всего с субъектами социального заказа (семья, школа).
Направления социального партнёрства ДОО :
• использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;
• активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами.
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя :
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления,
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры,
• взаимодействие с общественными организациями.
Взаимодействие ДОО с учреждениями социокультурной сферы :
• ГАУ ДПО «СОИРО»
• Управление образования Краснокутского района Саратовской области
• МОУ СОШ № 1 г. Красный Кут
• Дошкольные учреждения города и района
• Детская поликлиника
• Аптека
• Отдел по физкультуре и спорту
• Стадион
• МОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Красный Кут
• МУК «Социально-культурное объединение» Народный краеведческий музей им. Г. С. Титова, г. Красный Кут
• РМУК «Краснокутская межпоселенческая центральная библиотека» Детская библиотека – филиал.
• МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Красный Кут
• Пожарная часть
• ГИББД
• ПДН
• Районная газета
• СМИ (федеральный уровень)
• МУ «Центр социального обслуживания населения»
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования
Преемственность ДОУ и школы
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
• Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
• Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
• Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
• Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Для реализации поставленных задач МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко» осуществляет тесное сотрудничество с МОУ СОШ № 1.
Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
• организационно-методическое обеспечение;
• работа с детьми;
• работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
• Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
• Семинары-практикумы.
• Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
• Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Работа с детьми включает:
• Организацию адаптационных занятий с детьми
• Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
• Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дней открытых дверей.
• Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
• Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
• Консультации психолога и учителя.
• Организация экскурсий по школе.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
• Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
- личностного развития ребенка;
- укрепления психического и физического здоровья;
- целостного восприятия картины окружающего мира;
- формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
- преодоления разноуровневой подготовки.
• Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
• Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
• Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
• Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
Для того чтобы сохранить преемственность в воспитательно-образовательном процессе, а также обеспечить щадящую адаптацию наших выпускников, МОУ СОШ № 1 и наше ДОУ разработали план совместной работы, который основывается на договоре между школой и ДОУ.
Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учителя-логопеды и педагоги-психологи. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, подготовки дошкольников к обучению грамоте, готовность их к обучению чтению.
В целях повышения мотивации к школьному обучению для воспитанников старших и подготовительных к школе групп каждый год организовываются посещения школы: экскурсии, где ребят знакомятся со школой, кабинетами, спортзалом, открытые уроки. Каждый год дети подготовительных к школе групп приглашаются в школу на День знаний, с нетерпением ждут концерты и театральные представления с участием школьников.