Мария Вестникова
Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11» «Звёздочка»
городского округа город Шарья Костромской области.
Методическая разработка
«Широкая масленица».
Предназначена для детей дошкольного возраста.
Автор: Королева Галина Владимировна
Вестникова Мария Владимировна
Шарья 2022г
Пояснительная записка.
Публикация «Методическая разработка для детей дошкольного возраста „Широкая масленица“» размещена в разделах
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в детях нравственные чувства, развивает художественное мировозрение, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус.
Задача нас взрослых – наполнить жизнь маленького ребенка яркими и запоминающими событиями. В семье об этом должны позаботиться родители, в образовательных учреждениях – мы педагоги. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольного образования и для тех кто ищет способы разнообразить досуг желающим увидеть новые решения традиционных задач.
Россия богата своими народными праздниками, традициями, обычаями,. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица – один из самых радостных праздников, конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды. Но узнать о них будет интересно многим.
Разработка мероприятия «Широкая Масленица» нацелена на изучение и возрождение народных традиций, изучение исторических корней праздника, знакомство с устным народным творчеством, обрядовыми действиями, народными играми и забавами, развитие декоративно-прикладного творчества.
Целью Методической разработки является повышение у дошкольников интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица» и ее обычаями.
2. Познакомить детей с гостеприимством русского народа, с технологией приготовления блинов.
3. Вызывать у детей эмоциональное сопереживание и участие в игре.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору.
Методы :
словесный, наглядный, практический.
Приё мы:
1. Познавательные презентация,
2. беседы.
3. Загадывание загадок.
4. Заучивание стихов, чтение пословиц.
5. Разучивание и слушание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
Рекомендуемый возраст детей :старший дошкольный возраст
Практический материал по организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста по ознакомлению с народным праздником «Масленица».
В пособии представлен информационный и практический материал по организации подготовки и проведения праздника «Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста. Собрана интересная и полезная информация об истории возникновения праздника, о традициях связанных с ним, подобран и систематизирован разнообразный дидактический материал для организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ. Пособие поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли.
Технологическая карта масленичной недели.
Дни недели Образовательная область Тема мероприятия
Понедельник Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Физическое развитие «Встреча.»
Цель: познакомить с традициями народного праздника.
Беседа «Масленица».
Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, закличек о весне
Народные игры «Салки», «Горелки», «Карусели»
Вторник Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Физическое развитие «Заигрыши»
Цель : Дать детям представления о русских народных играх – забавах. Беседа «Как отмечать Масленицу». рассматривание иллюстраций.
Познакомить с игрой «Плетень»
Викторина «Продолжи пословицу»
Средасреда Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие «Масленица-объедуха»
Цель : Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. Слушание песни «Ой, блины!»
Ситуативный разговор «Из чего пекут блины»
Лепка «Бублики, баранки».
Рассматривание картины «Масленица»
Чтение: Частушек, пословиц о блинах, масленице
Четверг Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие.
Физическое развитие «Разгуляй»
Цель : Разучивание с детьми народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитывать уважительное отношение к русским народным традициям.
Беседа с детьми «Почему масленица называется масленицей?»
Поговорки про Масленицу.
Проведение народных игр - забав на прогулке.
Пятница Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие «Прощай масленица»
Цель : Приобщать к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять в участие в празднике; Развлечение «Проводы русской зимы».
Рисование матрёшки, Масленицы.
Понедельник «Встреча»
Беседа про масленицу.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Масленицей.
2. Развивать у детей интерес к русской культуре и, приобщать их к традициям русской культуры
3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.
Ход беседы:
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике –Масленица. Масленица всегда приходится на конец зимы, начало весны. Дни уже становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Веселый и разгульный праздник Масленица, длился целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главным угощением праздника являлись блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. В народе Масленица являлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Также с эти дни проходят различные народные забавы, катание с гор на санках, кулачные бои.
В Масленицу пекут блины и оладьи. Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинница, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело,изображающее Масленицу.
Заклички на Масленицу.
Весна! Весна! Масленица – блиноедка!
Идёт весна! Масленица – обируха!
Тепло и свет Масленица – жироеда!
Несёт она. Масленица –обмануха!
Пословицы и поговорки на Масленицу.
Доброму слову – добрый ответ.
Добрый человек придёт, словно свет принесёт.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Добрый сын - отцу радость, худой – печаль.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело веками помнится
Доброму везде добро.
Дерево помнят по плодам, а человека по делам.
Почитай учителя как родителя.
Возле батьки, матки учатся дитятки.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Где в семье лад, там и ребят хорошо растят.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Учись доброму так и худое на ум не пойдёт.
Кто как себя поведёт, такая и слава пойдёт.
Человек без воспитания – тело без души.
Дитятко – это тесто, как замесил, так и выросло.
Добрая слава дороже богатства.
Без матушки родной и цветы не растут.
Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец.
Доброе дело само себя хвалит.
На добрый привет добрый ответ.
Добрая слава дороже богатства.
Сам себя вини: что посеял, то и жни.
От плохого семени не жди доброго племени.
Доброе дело само себя хвалит.
На добрый привет добрый ответ.
Вторник «Заигрыши»
Беседа «Как отмечать Масленицу».
Масленица считается одним из самых бурных и веселых праздников на Руси. В церкви этот православный праздник называют Сырная седмица. Масленицу принято отмечать за семь недель до Пасхи, и перед Великим постом.
Верующие люди за неделю перед постом очищаются и подготавливаются к Великому посту. В этот период есть мясо нельзя, зато можно рыбу и молочные продукты. Постные дни среда и пятница можно не соблюдать. Принято на Масленицу ходить в гости, прощать самим и просить прошения у других.
У Масленицы много всяких народных традиций и обрядов. Традиционное блюдо масленицы – это конечно блины. Первый день, когда пекут блины – это понедельник, он еще носит названия «встречи». В этот день принято первый готовый блин отдавать нищим для того, чтобы они помянули усопших. В старину в этот день Масленицы свекры отправляли своих невесток в дом ее родителей, а вечером приходили к сватам в гости на блины.
Вторник называют «заигрыши». С утра молодежь приглашает своих близких, друзей и знакомых на блины. Дети и молодежь отмечали последние дни зимы ледяными крепостями и горками.
Среда масленой недели называется «лакомки». В среду принято, чтобы теща приглашала зятя на блины. Угощать она должна щедро, возможно разнообразия блинов, чтобы угодить любимому зятю. Конечно, кроме зятя можно приглашать и других гостей, но зять важный гость.
Самый праздничный день Масленицы является четверг. Чучело зимы возят на колесе, а сами поют песни, катаются на санях и устраивают разные соревнования. Самыми распространенными считаются такие как кулачные бои или как их еще называют «стенка на стенку» и конные соревнования. В этот день нужно печь как можно больше блинов.
Пятница носит названия «тещины вечерки». А вот в пятницу все наоборот, теперь зять угощает тещу блинами. В субботу или как ее еще называют «золовкины посиделки», невестки зовут к себе в гости золовок, угощают их блинами и дарят подарки.
Воскресение — последний день Масленицы, его называют Прощеным. В этот день нужно просить у всех прощения, чтобы в Великий пост быть очищенным духом. В последний день Масленицы заканчиваются все гуляния, и чучело традиционно сжигают, а в других религиях оно топится. На ледяных горках разжигают костры и топят лед. Все это символ того, что весна победила и зима закончилась.
Масленицу все очень любят, ведь это веселый праздник, в нем много шуток и, конечно же, блинов. С этим праздником связано много поговорок и пословиц. Встречайте Масленицу, пеките блины и просто от души наслаждайтесь жизнью.
Викторина «Продолжи пословицу»
1. Один пирог два раза не (съешь).
2. С кем хлеб-соль водишь на того и … (походишь).
3. Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого).
4. Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай).
5. Кашу маслом не … (испортишь).
6. Хочешь есть калачи, не лежи на (печи).
7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду (лезть).
8. Заварил кашу, так не жалей … (масла).
9. Не разбивши яйца, не сделаешь (яичницу).
10. Не сули бычка, а дай стакан … (молочка).
11. Блины и то … (надоедают).
12. Остатки … (сладки).
13. От черной курочки да белое … (яичко).
14. От черной коровы да белое … (молочко).
Развлечение «Плетень»
Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.
Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».
Обычно после этого появляются «лишние» руки.
Игра-развлечение «Ручеек»
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменённом виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.
Среда –лакомка «Масленица-объедуха»
Частушки н Масленицу.
1. Как на масляной неделе
Из трубы блины летели
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
2. Кабы, кабы, да кабы,
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
3. Платье шила из капусты
Огурцом оделся,
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала!
4. Дети! Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрухи во дворе
Сивка пропадает!
5. Купи, батя, мне коня,
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
6. Вижу я в свое окошко
На крыльце сидят коты,
Перед ними ходит кошка;
Это конкурс красоты.
7. Вы послушали частушки,
Мы спасибо говорим
Вас, мальчишки, вас, девчонки,
Всех гостей благодарим.
Четверг «Разгул»
Беседа: Почему масленица называется масленицей?
Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».
По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».
По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.
Пятница «Прощай масленица»
Чтобы полностью проснуться от «зимней спячки» устроили мы праздник «Проводы русской зимы» : с Зимой-красавицей, с Весной-молодицей, с бабой Ягой и с Домовым, и конечно же, с горячими блинами (Эх, вкуснятина, с играми и прибаутками, хороводами и веселыми шутками!
До свидания Зимушка-зима, Здравствуй Весна-красна!
Развлечение «Проводы русской зимы».
Стихи про Масленицу.
1. Все собрались — в хоровод,
Масленица — к нам идет,
За собой весну — ведет,
Гонит зиму — от ворот:
Уходи, быстрей — зима,
Для весны — пришла пора:
Тает снег, звенит капель,
Забирай свою — метель!
2. 3. Ах, какая красота,
К нам опять спешит весна,
Нынче проводы зимы,
Встреча — молодой весны:
Всех блинами угощают,
Чай горячий наливают,
Будут петь и танцевать,
Костер яркий разжигать.
3. Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
4. С Масленицей всех, ура!
Выпекать блины пора!
С маслом, сыром и медком,
Пить их с чаем, с молоком.
Песни петь и танцевать,
Со двора зиму прогнать.
Приходи, весна, скорей,
Солнышком нас всех согрей!
5. Золотистые как солнце,
На столе лежат блины.
Напекли их, чтоб отметить
Повкусней приход весны.
Все блины как на подбор
Круглые, румяные,
Вызывают у гостей
В животе урчание.
Дружно Масленицу встретим
Вкусными блинами.
Поскорей садись к столу
Чай пить вместе с нами!
6. Мы — веселый хоровод,
Разойдись — честной народ,
В наш огромный яркий круг
Пришла масленица — вдруг :
Вот теперь — пойдет веселье,
Солнечное — настроенье,
Это — проводы зимы,
Встреча — ласковой весны!
Ожидаемый результат:
Применение методической разработки «Широкая Масленица» позволит достичь следующих результатов:
• У детей сформированы первичные представления о русской народной кульуре (праздник Масленица, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Дети используют в самостоятельной деятельности игры.
• Расширился кругозор детей, любознательность, значительно пополнился словарный запас.
Заключение
Методическое пособие «Широкая Масленица» разработано для воспитания ценностного отношения к русским народным традициям и его досугам.
Данная методическая разработка по ознакомления с народными традициями русского народа (праздник Масленица) проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленице, традициях русского народа.
Результаты работы легко проследить Дети проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего народа. Имеют представления о народном празднике Масленице. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности.
Таким образом, используя в работе при знакомстве с русской народной культурой различные методы и приемы воспитывается ценностное отношения к наследию русской культуры
Работу в заданном направлении планируем продолжать, так как данную тему считаем актуальной в современном мире.
Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята будут чтить и уважать традиции и обычаи русского народа.
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
5. Куприна Л. С., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
6. Интернет ресурс www.maam.ru