Вера Афанасьева
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Экология»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Экология»
Подготовила воспитатель 1 категории
Афанасьева Вера Валентиновна
Публикация «Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста, Лэпбук „Экология“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2019
Актуальность. Проблема воспитания экологической культуры человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения нашего общего дома – Земли. Именно поэтому так актуально экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
•воспитание нравственного отношения к природе (нравственное воспитание);
•формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
•развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы);
•участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование для обогащения экологических представлений дошкольников технологию «лэпбук».
Что же означает понятие «лэпбук» : Лэпбук — интерактивная папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Лэпбук можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для групповой и подгрупповой работы. Также дети любят самостоятельно рассматривать данное пособие и в игровой форме ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбук на тему "Экология"
Цель: Закрепить знания детей об экологии и правилах поведения на природе, закладывать основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей представления об окружающем нас мире;
• Обобщить и закрепить знания детей о животных, птицах, растениях;
• Обогащать представления детей о живой и неживой природе.
Развивающие :
• развивать любознательность, познавательный интерес.
• развивать коммуникативные качества, умения общаться друг с другом.
• развивать мышление и другие психические процессы путем установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к живому.
• воспитывать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы, использованные для изготовления лэпбука : принтер, компьютер, бумага Ф-А4, картон, цветная бумага, клей ПВА, вырезки из детских журналов, фотографии, картинки, папки.
Описание:
Папка представлена четырьмя разворотами.
Первый разворот информационный. Здесь дети могут найти различия между живой и неживой природой. На развороте «Будь природе другом» можно повторить правила поведения в природе.
На центральном развороте собрана информация по Экологии.
На поле «От чего Земля грустит?-радуется, где дети могут систематизировать знания о том, что может принести природе пользу, а что вред. Дидактическая игра «Экологические знаки» легко поможет им в этом. Для информирования знаки находятся в двух боковых кармашках, а для игры «От чего земля грустит?-радуется? экологические знаки перемешиваются и помещаются в центральный конверт.
Далее дети могут поэтапно узнать, как перерабатывается мусор, разворачивая постепенно кармашки-стрелочки.
Игра «Сортировка мусора» научит детей не только беречь природу, но и закрепит знания о мире предметов и умение классифицировать их.
На третьем развороте находится брошюра «Пищевые цепочки», которая поможет детям понять, что в природе все зависимо друг от друга. Здесь же расположены кармашки с дидактическими играми:
«Где чей дом?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
«Найди по следу»
Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе и соотнесении следов животных.
«С какой ветки детка?»
Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать деревья с его семенами/плодами и листьями.
Карточки в этих заданиях легко заменяются новыми, еще не изученными детьми.
На четвертом развороте находится литературная страничка. Здесь можно познакомиться с мини Красной книгой России, в которую уже занесены некоторые растения и грибы, животные и птицы нашей Родины. Рядом расположена мини-книжка «Стихи о природе», куда занесены любимые и знакомые произведения поэтов, а также стихи по программе детского сада.
Список используемой литературы:
Библиографический список:
1. Артёмова Л. А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/Л. А. Артёмова. -М. : Просвещение 1992-126с.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!// Воронкевич О. А. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
3 Козлова С. А. Дошкольная педагогика// Козлова -М. : Педагогика, 2001,-168с.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160с.
5. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С. Н. -М. : Мозаика-Синтез, 1999-187с.
6. Рыжова Н. Наш дом-природа Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание-1998№6-с. 26-34
7. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание 2005-№12-с. 6-11
8. Интернет-ресурсы https://ru.pinterest.com
https://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.html