Татьяна Завалишина
Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии
творческих способностей дошкольников. Согласно исследованиям П. Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.
Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от
влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты
характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть
обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с
Публикация «Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие.
Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть
наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на
формирование Я- концепции ребенка. Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении. Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические. Благодаря общению со взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».
Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали
развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе
исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Родители
креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители
интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к
индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все
правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на
внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов
главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.
Большинство исследователей выявляют при анализе семейных
отношений следующие параметры:
1. гармоничность – негармоничность отношений;
2. творческая – нетворческая личность родителя как образец
подражания и субъект идентификации;
3. общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее
отсутствие;
4. ожидание родителей по отношению к ребенку.
. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.
Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью
которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка.
Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения
обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно подходит к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.
Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам
ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его
естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты
задаешь слишком много вопросов!». Важно развивать у ребенка самые
различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на
учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают
более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное
мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его.
Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку
дошкольного возраста, может подавляться ранними, интенсивными
занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных
школьным учебникам.
Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с
другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные
требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие
члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию
креативности у ребенка.
Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом
формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих
способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей
был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал.
Процесс идентификации зависит от отношений в семье : в качестве образца
для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий
творческими чертами в большей мере, чем родители.
Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий
потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И
если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются
создать ребенку возможности для интересного образования, окажут
необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть
решена достаточно успешно.