Виктория Родимушкина
Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников
▼ Скачать
Методическая разработка "Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников"
Выполнила: Родимушкина В. В.
««. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Н. М. Амосов.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников» размещена в разделах
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста и привитие им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
О здоровье детей можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поэтому наиболее важным считаем формирование у детей мотивации здорового образа жизни.
Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача, прежде всего, родителей и образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также во взаимодействии с семьей, с педагогическим коллективом.
Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребёнка как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Основываясь на концепции Ю. М. Змановского, мы определили для себя оздоровительный комплекс, который состоит из следующих компонентов :
- соблюдение распорядка дня с обязательным полноценным сном;
- ежедневная достаточная двигательная активность детей;
- рациональное питание;
- выработка психоэмоциональной устойчивости;
- проведение закаливающих процедур.
Исходя из этого, поставили перед собой цель: Создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни.
Определили для себя следующие задачи:
1. Формирование элементарных знаний о человеческом организме;
2. Овладение основами гигиенической и двигательной культуры;
3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом саморазвитии;
4. Привитие детям умения осознанно укреплять своё здоровье;
5. Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ;
6. Привлечение родителей к взаимодействию, как участников образовательного процесса в вопросах формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
Для реализации поставленных перед собой цели и задач, необходима полноценная развивающая предметно-пространственная среда. Традиционное и не традиционное оборудование в физкультурном уголке нужно для самостоятельной двигательной активности и стимуляции творческого самовыражения детей.
Помимо физических качеств необходимо усваивать и глубокие знания, способствующие приобретению навыков здорового образа жизни. В этом помогают: альбомы с картинками, детские книги и энциклопедии, способствующие развитию представлений о строении собственного тела, назначение органов, иллюстративный материал и настольно печатные игры, направленные на формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, а также обучению ухода за своим телом. Кроме того, в должны быть дидактические и настольно-печатные игры, позволяющие знакомить и обучать детей навыкам оказания элементарной помощи.
При подборе игрового материала можно опираться на концепцию Н. Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.
В дошкольном учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии :
- физкультурно-оздоровительные технологии : такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;
технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье : психогимнастика (Е. А. Алябьева, пальчиковая гимнастика, логоритмика.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- оздоровительный бег
- гимнастика после сна и прохождение по "тропе здоровья"
- спортивные досуги и праздники
- музыкальные и физкультурные занятия.
Результатом эффективной работы педагогического коллектива должно являться снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни.
Но высоких результатов невозможно достичь, если к нашей работе не подключатся родители воспитанников. Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание развивающей предметно пространственной среды.
Таким образом, условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.