Лучший педагог года

Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников

Виктория Родимушкина
Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников
▼ Скачать

Методическая разработка "Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников"

Выполнила: Родимушкина В. В.

««. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Н. М. Амосов.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Публикация «Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников» размещена в разделах

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста и привитие им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальна.

О здоровье детей можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поэтому наиболее важным считаем формирование у детей мотивации здорового образа жизни.

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача, прежде всего, родителей и образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также во взаимодействии с семьей, с педагогическим коллективом.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребёнка как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Основываясь на концепции Ю. М. Змановского, мы определили для себя оздоровительный комплекс, который состоит из следующих компонентов :

- соблюдение распорядка дня с обязательным полноценным сном;

- ежедневная достаточная двигательная активность детей;

- рациональное питание;

- выработка психоэмоциональной устойчивости;

- проведение закаливающих процедур.

Исходя из этого, поставили перед собой цель: Создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни.

Определили для себя следующие задачи:

1. Формирование элементарных знаний о человеческом организме;

2. Овладение основами гигиенической и двигательной культуры;

3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом саморазвитии;

4. Привитие детям умения осознанно укреплять своё здоровье;

5. Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ;

6. Привлечение родителей к взаимодействию, как участников образовательного процесса в вопросах формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации поставленных перед собой цели и задач, необходима полноценная развивающая предметно-пространственная среда. Традиционное и не традиционное оборудование в физкультурном уголке нужно для самостоятельной двигательной активности и стимуляции творческого самовыражения детей.

Помимо физических качеств необходимо усваивать и глубокие знания, способствующие приобретению навыков здорового образа жизни. В этом помогают: альбомы с картинками, детские книги и энциклопедии, способствующие развитию представлений о строении собственного тела, назначение органов, иллюстративный материал и настольно­ печатные игры, направленные на формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, а также обучению ухода за своим телом. Кроме того, в должны быть дидактические и настольно-печатные игры, позволяющие знакомить и обучать детей навыкам оказания элементарной помощи.

При подборе игрового материала можно опираться на концепцию Н. Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.

В дошкольном учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии :

- физкультурно-оздоровительные технологии : такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье : психогимнастика (Е. А. Алябьева, пальчиковая гимнастика, логоритмика.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по "тропе здоровья"

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива должно являться снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни.

Но высоких результатов невозможно достичь, если к нашей работе не подключатся родители воспитанников. Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание развивающей предметно­ пространственной среды.

Таким образом, условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Педагог оценивает свой уровень владения.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие воображения у дошкольниковРазвитие воображения у дошкольников «Все мы родом из детства» А. Сент-Экзюпери Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2022 в 22:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Родимушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД