Приложение МААМ

Методическая разработка «Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой»

Елена Даурова
Методическая разработка «Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема организации содержательного досуга детей, создание дополнительных условий для развития их разнообразных интересов давно волнует и профессиональных педагогов, и родителей, и общество.

В начале столетия были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно- просветительской работой.

У истоков клубной работы стояли известные российские педагоги Шацкий, Зеленко, Фортунатов, Лесгафт.

Публикация «Методическая разработка „Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой“» размещена в разделах

Одной из социально значимых задач современного российского общества является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющее богатый опыт работы в нашей стране дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности ребенка.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно- ориентированного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути. Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

- обеспечивать непрерывность образования;

- развивать в полной мере технологии и идеи личностно- ориентированного образования;

- осуществлять программы социально-психологической адаптации;

- развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

В наше время огромная поддержка правительства направлена на развитие детского спорта, цель которого – привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, снижение преступности, воспитание физических, морально-этических (дисциплинированность, организованность, чувство долга, личная ответственность, уважение, патриотизм, волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, смелость, самообладание, самостоятельность, умение противостоять неблагоприятным условиям).

Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Перед спортивной школой на этапе начальной подготовки ставятся задачи:

-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

-улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;

-повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по виду спорта;

-профилактика вредных привычек и правонарушений.

На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:

-привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных

результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Одной из положительных сторон художественной гимнастики является обеспечение гармоничности развития организма девочек благодаря многообразию ее средств. Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Динамичность упражнений способствует оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой одновременно содействуют формированию более полноценной личности, воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство.

Художественная гимнастика – женский вид спорта, сочетающий в себе такие виды искусства, как музыка и народный и классический танец. Зрелищность ее упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочность предметов и костюмов, а также эмоциональная выразительность движений развивает чувство прекрасного у девочек. Хорошо организованная музыкально-двигательная подготовка содействует развитию очень важных эстетических способностей гимнасток : музыкальности, танцевальности, выразительности, творческой активности.

Многообразие средств художественной гимнастики обеспечивает гармоничное развитие организма девочек : упражнения формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений. Художественная гимнастика положительно влияет на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность, плавность и даже кокетство. Отсутствие этих качеств часто болезненно ощущают девочки-подростки. Угловатость, нескладность фигуры и движений в этом периоде развития ведут к застенчивости и часто к нежеланию общаться со сверстниками. Упражнения художественной гимнастикой помогают девочкам освободиться от скованности и неловкости.

Художественная гимнастика создавалась на базе хореографического искусства. Хореография в спорте давно утвердилась как средство, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Те гимнастки, которые уделяли хореографической подготовке достаточно много времени, отличались от других спортсменок культурой движения, эмоциональностью, выразительностью, умением творчески мыслить.

Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой.

Художественная гимнастика тесно связана с музыкой. Благодаря слиянию характера движения с характером музыкального сопровождения движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в согласовании движения с размером и темпом музыкального сопровождения. Она заключается в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения, чем слово, и тоньше дифференцирует его эмоциональные нюансы.

Каждое музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет определенное содержание. Содержание музыкального произведения – это идеи, мысли, чувства, которые композитор передает нам музыкальными звуками. В творчестве композиторов нашли отражения события истории, картины народной жизни и природы, образы литературных произведений, сказок и др. Для выражения замысла композиторы пользуются специфическими средствами музыкальной выразительности, такими как: мелодия, гармония, ритм, темп, музыкальная динамика и др. Надо отметить, что если содержание литературных и драматических произведений, произведений живописи и скульптуры определяются сравнительно легко, то понять содержание музыки значительно сложнее, ибо музыка – самое абстрактное из всех видов искусств. Нередко одно музыкальное произведение понимается разными людьми по-разному. Более того, у одного и того же человека в разном состоянии одна и та же музыка вызывает разные чувства. Есть так называемая программная музыка, т. е. музыка, имеющая вполне определенное содержание (программу). Программа (содержание) может определяться названием, например: «Шествие гномов», «Рынок», «Январь»,»Полишинель», «Революционный этюд» и др., раскрываться через литературный текст – оперы, песни, романсы, либретто в балете. Однако многие музыкальные произведения не имеют конкретной программы, такие названия, как «концерт», «соната», «рондо», «скерцо» не раскрывают содержания. В этом случае можно говорить лишь об эмоциональном содержании музыки, т. е. о ее характере. Характер музыки – это ее настроение, эмоциональная насыщенность. Характер музыки, как и настроение человека, может быть веселым, бодрым, торжественным, грустным, печальным, лирическим и др. Указание о характере музыки обычно дается в начале нотного текста, характер музыки теснейшим образом связан с содержанием: обычно содержание предопределяет характер, а по характеру можно воссоздать содержание.

Задания на согласование движений с характером и содержанием музыки.

1. Прослушать музыку, в беседе определить характер, динамику (изменение) характера, составить рассказа.

2. Выполнить упражнения, обратив внимание на характер музыки и способы отражения его в движениях.

3. Разучить упражнения и определить, какой из 2-3 музыкальных примеров больше подходит для него.

4. Выполить упражнения под музыку разного характера, обратив внимание на изменение окраски движения.

5. Отразить характер музыки «своими» движениями рук и головы на шагах марша, польки, вальса.

6. Прослушать и обсудить музыку, составить этюд или сымпровизировать движения под музыку.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления молодежи решаются задачи эстетического воспитания человека. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соизмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит человеку удовлетворение, радость.

Определенная ценность музыкально-ритмических занятий заключена в их образовательных возможностях. Занимающиеся под руководством педагога получают знания по теории музыки, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.

Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Музыкально-ритмическая подготовка тренера-преподавателя по художественной гимнастике имеет большое значение. От умения преподавателя составлять различные виды упражнений в соответствии с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительности, точным и красивым движениям зависит достижение цели по физическому совершенствованию подрастающего поколения.

С помощью средств музыкально-ритмического воспитания успешно решаются следующие задачи:

- всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;

- формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями,

- воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

Спортивные праздники и массовые гимнастические выступления являются действенным средством воспитания учащихся. С их помощью решаются вопросы агитации и пропаганды с целью массового вовлечения школьников в систематические занятия физической культурой и спортом. Они приносят эстетическое наслаждение как зрителям, так и всем участникам. Эти праздники имеют большое педагогическое значение – воспитывают у школьников дисциплинированность, патриотизм, организованность, чувство ответственности за себя и за весь коллектив, другие качества. Кроме того, праздники способствуют укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию школьников. Вся работа, которая проводится в период подготовки, создает благоприятные условия для активизации школьников, улучшения учебной и воспитательной работы.

Хочется надеяться, что дополнительное образование, обладая давней и богатой историей и выйдя на новый этап развития, может значительно обогатить современное образование в целом, внеся в него мощную гуманистическую струю. Тем более что сегодня признается необходимость отказа от образования как исключительно информационно-просветительской системы, ориентированной преимущественно на передачу ученику знаний. Создается система продуктивного образования, формирующая внутреннюю мотивацию учеников к развитию собственного творческого потенциала. А значит и необходим совершенно иной подход к личности ребенка, в частности тот, который выработан и в определенной степени освоен в системе дополнительного образования.

Публикации по теме:

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Методическая разработка «Формирование интеллектуально-познавательных умений посредством дидактических игр» СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ На основании проведенного анализа.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования» РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются.

Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки из солёного теста Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

Развитие творческой личности посредством тестопластикиРазвитие творческой личности посредством тестопластики Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой»
Опубликовано: 21 января 2016 в 13:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие творческой активности учащихся посредством занятий художественной гимнастикой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Даурова (УИ 408395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД