Галина Левченко
Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, творческого мышления. Метод проект очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется познавательная, продуктивная, в процессе которого ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Выбирая тему проекта, мы имеем в виду, что тема – это то, что мы узнаём. Проект – это то, что мы делаем в рамках того, чтобы узнать.
Темы проектов могут быть самыми разными. Более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Это обеспечивает мотивации к успешному обучению. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей. Примерами таких беспроигрышных затей могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычайных свойствах привычных вещей, «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений, «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и д. р.
В своей педагогической практике я использую метод проект в течение нескольких лет для более успешной социализации детей, так мои воспитанники-дети с ОНР. Совместно с детьми и родителями разработали и внедрили проекты : «Круговорот воды в природе», «Цветущий мир», «Чудеса в песочнице».
Данные проекты направлены на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности. В проекты вошли игры, наблюдения, исследования, экскурсии, художественное творчество, игры и игровые упражнения. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности воспитанника, позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Через проектную деятельность идет активное взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и родителями, их активное сотрудничество и труд.
В подготовительной к школе группе проходил познавательно- исследовательский проект «Чудеса в песочнице», целью которого являлось не только знакомство со свойствами сухого и мокрого песка, но и выявление закономерностей в процессе проведения опытов с песком. Продукт деятельности: детский познавательный фильм «Чудо в песочнице», В завершении проекта совместно с детьми и родителями был проведен мастер – класс «Песочная анимация». Представлены работы детей посредством рисования песком.
В результате реализации проектов у детей закрепились такие качества как: любознательность, активность, умение решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту. Дети овладели первичными экологическими знаниями, путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе; осуществляется цель развития в познавательной, эмоционально-чувственной и нравственной сфере ребенка через формирование основ здорового образа жизни. У детей наблюдается благоприятная динамика показателей умственной работоспособности.
Важным подтверждением результативности моей работы являются творческие достижения моих воспитанников, которые ежегодно становятся участниками и призерами мероприятий муниципального образования и участниками Всероссийских и Международных конкурсов
Исходя из всего вышесказанного, я пришла к выводу, что метод проектирования является одной из приоритетных форм работы в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную деятельность