Лидия Думчева
Методическая разработка «Формирование интеллектуально-познавательных умений посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
На основании проведенного анализа психолога – педагогической литературы и собственных наблюдений в ходе работы с детьми я сделала попытку наработать серию занимательных игр, кроссвордов, ребусов для развития интеллектуально – познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста, используя формы организации детской деятельности:
- индивидуальная творческая деятельность ребёнка;
Публикация «Методическая разработка „Формирование интеллектуально-познавательных умений посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- самостоятельная деятельность в игротеках;
- познавательные игры;
- подгрупповые занятия.
В своей группе я создала предметно- развивающую среду в виде мини- центров развития интеллектуально- познавательных умений в игровой деятельности – познавательные игры, «Волшебное дерево»; в центре «Математике» - дидактические игры; в центре «Грамотности» - занимательные игры, кроссворды, ребусы; в центре «Экспериментирования» - ребусы. На прогулочном участке я разработала развивающую гирлянду с кроссвордами и ребусами на закрепление знаний об окружающем и развитие познавательных умений.
На основе полученных данных обследования я построила работу по этапам.
На первом этапе была поставлена цель: предоставить каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом учебно-игровой деятельности.
На первом этапе работы я разработала игры «Скотный двор», где необходимо поставить в пустые клетки буквы, для того, чтобы получилось название домашнего животного.
В дидактической игре «Зоопарк» - задания усложняется, так как у каждого ребенка уже не одно животное (пять – шесть) буквы нужно не выкладывать, они уже написаны на карточке, но в перепутанном варианте. Дети должны прочитать их в той последовательности, чтобы получилось название данного животного. Для закрепления умений разработаны игры «Лесная школа» - с заменой предметов, «Грибники» - с классификацией грибов. «Строители», «Послание» - где дети используют не только буквы, но и цвет, форму с определённой буквой, так как последующий вариант выполняется
определенной буквой, так как последующий вариант выполняется,
основываясь именно на цвет и форму, дети выкладывают слова пустыми кубиками (без букв) опираясь на эти два качества предмета.
Для того чтобы в играх «Рыбы рек и океанов», «Цветочные часы» - прочитать название рыб или цветка, детям необходимо рассматривать по порядку числовой ряд и в соответствии с числовым рядом прочитать слово, а в «Цветочных часах» - детям необходимо еще ориентироваться по циферблату часов, чтобы определить время.
РЫБЫ
Цель: продолжать знакомить детей с жителями фауны. Расширять знания детей о рыбах, их названиях, внешнем виде.
- развивать умение работать самостоятельно, целенаправленно, закреплять порядковый счет, прочитывать название рыб в соответствии с порядком цифр.
- воспитывать уверенность в собственных силах.
Описание игры: детей знакомят с новыми видами рыб, местами их обитания, внешним видом. Раздаются каждому по карточке, где изображено по 8-9 рыб. Под каждой рыбой 2 ряда клеточек: в верхнем ряду букв, в нижнем – цифры в разнобой. Для того чтобы прочитать название рыбы надо выстроить порядковый счет и в соответствии с цифрами выстраивается слово, прочитывается название рыбы.