Елена Рево
Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. Подобные нарушения наблюдаются у дошкольников различных категорий: с тяжелыми первичными нарушениями речи, с аутистическим спектром развития, с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью. Работая в образовательной организации компенсирующей направленности с умственно отсталыми детьми, как специалист-дефектолог, я часто сталкиваюсь с дошкольниками, которые имеют подобные нарушения.
Публикация «Методическая разработка „Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
«Безречевые» дети отличаются от своих говорящих сверстников более глубокими аффективными расстройствами, сниженным психическим тонусом, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности и целенаправленности, низкой потребностью в общении и взаимодействии с окружающим миром.
Обучение неговорящих детей с нарушениями в развитии - длительная и кропотливая работа. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м», должны быть направлены на компенсацию наиболее сохранных психических процессов (восприятия, внимания).
Педагогическая практика и поиски новых подходов к коррекционно-развивающей работе показали, что добиться положительного результата в развитии языковых средств дошкольников можно с помощью приема «комментированное рисование», описанного такими учеными как О. П. Гаврилушкиной, Т. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной.
О. П. Гаврилушкина предлагает использовать «приём комментирующей речи взрослого» или «комментированного рисования» в качестве совокупности элементов игровой педагогической ситуации. Автор рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (при этом дошкольники становятся объектами изображения, и комментировать их. В конце занятия педагогом эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. Данный прием направлен на развитие связной речи и умения общаться дошкольников.
Мы предлагаем использовать комментированное рисование в работе с неговорящими детьми для стимулирования речевых высказываний вообще и для включения ребенка в речевую ситуацию, в частности, то есть использовать его в качестве особого игрового метода.
В предлагаемом подходе реализуется основной принцип адаптированного образования - принцип коррекционной направленности, который предполагает развитие :
• сенсорных и моторных функций,
• языковых навыков,
• эмоционально-волевой сферы,
• игровой деятельности.
Все занятия ориентированы на обеспечение психической защищенности ребёнка, его комфорта и потребности в общении с педагогом.
Основные направления при определении тематики:
«Ребёнок в разноцветной стране»
«Ребёнок и окружающие его предметы»
«Ребёнок и природа»
Условия использования метода комментированного рисования в работе с неговорящими детьми:
1. Приём используется только после налаживания эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения.
2. В процессе рисования происходит выстраивание визуального ряда. Это - основное условие успешности занятий с неговорящими детьми. Педагог рисует предмет или сюжет, близкий опыту ребёнка, его интересам, и комментирует процесс. На первых этапах работы информацию о таких «любимых» или близких ребёнку предметах педагог получает от родителей дошкольника.
3. Эмоционально комментируя происходящее, взрослый постоянно стимулирует ребёнка к речевой активности («подсказать» развитие сюжета, дополнить рисунок разнообразными деталями, «заказать» новую картинку). Обозначая словом всё, что происходит на бумаге, педагог уточняет значение известных ребёнку слов, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. При этом поддерживается любая попытка малыша «поговорить», выразить свои желания любым приемлемым способом - словом, жестом.
4. В процессе данных занятий используются специально созданные ситуации для актуализации имеющихся у ребенка речевых навыков. Для этого рисование периодически прерывается для комментариев и вопросов взрослого, делаются паузы для возможности ответа и выполнения действий со стороны ребёнка. То есть, взрослый дёт воспитаннику понять, что результат совместной работы зависит и от его участия. Ребёнок впервые берет в руки карандаш и пытается что- то дорисовать или раскрасить самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы, например «Где зайка?» Вот. Как он скачет? Скок- скок».
Занятия, посвященные знакомству с окружающими предметами, строятся с учётом календарно-тематического планирования ДОУ, например: «В гостях у заводной машинки», «Зайка серый умывается». В рамках определенной тематики предполагается цикл занятий, например «Желтые дорожки», «Красные мячи и шары» и т. д.
С организационной точки зрения занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть. Создание ситуаций для взаимодействия и активизация различных зон головного мозга и мелкой моторики детей :
• приветствие (дети здороваются ладошками, пальчиками,
• самомассаж кистей рук шариком Су-Джок с использованием музыкального сопровождения (дозировано и индивидуально,
• сюрпризный момент (В гости пришёл мишка).
Основная часть. Использование метода комментированного рисования с включением простых звукоподражаний, песен, потешек. В середине организуется динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
Заключительная часть. Закрепление полученных речевых навыков (повторение ребёнком за взрослым простых звукоподражаний).
Универсальность данного метода заключается в том, что он может быть с успешностью использован как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, как воспитателями в группе, так и родителями дома.
В результате применения комментированного рисования на занятиях с неговорящими и малоактивными в речевом плане детьми с ОВЗ у дошкольников отмечается:
1. Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации.
2. Развитие речевой активности и языковых средств.
3. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
4. Повышение познавательного интереса.