Ольга Годованая
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. В ней раскрывается содержание понятий «музыкальное развитие» и «музыкальные способности» у детей дошкольного возраста, общие рекомендации по их диагностике.
Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко соприкоснуться с миром детства. Вместе с детьми они мечтают, фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.
Публикация «Методическая разработка „Развитие музыкальных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Дети, чувствуя расположение и близость взрослого, доверяют ему свои мысли и чувства, свои эмоции и тайны.
«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». - эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыка является самой доступной и прекрасной формой общения взрослого и ребёнка.
Музыка открывает перед ребёнком дверь в мир прекрасного, оказывая воздействие на развитие его творческих способностей.
По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности, у ребёнка сначала формируется система элементарных, а затем всё более сложных музыкальных способностей. У малыша появляются любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой, что является важным моментом музыкального развития. Этот путь ребё нок проходит со взрослыми: педагогами- музыкантами или родителями, которые выступают в роли проводников в мир музыкальных образов.
Влюбить детей в хорошую музыку- так можно определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве. Решение этой задачи осуществляется через обучение детей различным видам музыкальной деятельности, а также формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса.
Гармоничное развитие личности возможно только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики- интеллектуальной и эмоциональной. В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей. Именно эмоциональная отзывчивость на музыку и является главным показателем музыкальности, так как из всех видов искусства, музыка, по самому своему содержанию, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, обращаясь к его душе, настроению, миру переживаний. Недаром её называют языком чувств, по определению профессора В. В. Медушевского «моделью человеческих эмоций». Музыка заставляет радоваться, волноваться, грустить; позволяет переживать мощные эмоциональные напряжения, вызывает у человека благородные и возвышенные чувства.
Любовь к прекрасному, нравственные основы личности начинают закладываться у человека в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Её влияние на эмоциональную сфер ребёнка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию, в дальнейшем, основных музыкальных способностей.
Вопросы о природе музыкальных способностей детей (представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате окружающей среды, воспитания и обучения, изучались такими педагогами, как Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой и др.
Свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей также чётко определил Б. М. Метлов. Психолог сделал важный вывод: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Опираясь на исследования И. П. Павлова и С. Л. Рубинштейна, он считал, что «врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения».
В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает некий музыкальный опыт- музыкальность, которую Б. М. Теплов определил, как комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её успешного осуществления. По определению учёного, структура музыкальных способностей состоит из :
- ладового чувства (различать ладовые функции звуков, мелодии; эмоциональное восприятие музыки).
- музыкально- слуховых представлений (способность запоминать на слух музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его мелодию).
- музыкально- ритмическое чувство (способность двигательно переживать музыкальное произведение, активно и эмоционально в движении передавать её характер и настроение.
Это три основные способности и являются стержнем музыкальности, т. е. способность воспринимать основной смысл, содержание музыкального произведения.
Развитие музыкальных способностей основано на усвоении ребёнком определённой системы музыкально- сенсорных эталонов- выработанных человечеством нормативных значений свойств и отношений в музыке : сила, высота и длительность звука, основные созвучия и интервалы и т. д.
По мнению Б. М. Теплова эффективность раннего музыкального развития обусловлена тем, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного, в том числе и музыкально- сенсорного развития ребёнка, и осуществляется путём овладения социальным опытом, накопленным предшествующим поколением при соблюдении следующих условий:
1. соответствие возрастным особенностям детей.
Очевидно, что в разные возрастные периоды, уровень музыкально- сенсорного развития у детей различный. Дальнейшее музыкальное развитие формируется у них на ранее приобретённых системах образов и функций, которые в процессе развития не исчезают. На основании этого, в работе с детьми разных возрастных групп, можно использовать одинаковые музыкально- дидактические игры, вводя в них усложнения, соответствующие возрасту детей, варьируя нагрузку, в зависимости от возможностей и желания каждого ребёнка и, в то же время, действовать в зоне их ближайшего развития.
2. комплексный подход, т. е. для достижения положительных результатов, необходимо развивать весь комплекс музыкальных способностей детей. А так как ведущим видом деятельности детей является игра, необходимо создавать игровую мотивацию, побуждающую детей к музыкальной деятельности.
3. систематичность. Особенность детского восприятия такова, что нуждается в многократном повторении и закреплении. Но только в том случае, когда процесс развития и обучения будет носить организованный и систематический характер, только тогда ребёнок усвоит известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую будет использовать затем в своей деятельности.
4. интеграция с другими видами детской деятельности. Организованный и систематический характер процессу музыкального развития придаёт интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности. Именно она помогает создать целостность мировосприятия и даёт практическую направленность детской деятельности.
Музыкальные способности неразрывно связаны с общими способностями, которыми человек наделён от природы. Поэтому развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в развитии общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом.
У человека каждая из способностей имеет свои особенности развития. И если они ярко выражены и позволяют ему продуктивно и качественно проявлять себя, то такого человека можно назвать способным. Это относится и к музыкальным способностям, включающих в себя и музыкальное мышление, и исполнительские, и творческие способности.
Проводя диагностику музыкальных способностей детей, педагог имеет возможность грамотно развивать музыкальные способности ребёнка с учетом его индивидуальных возможностей и развития.
В настоящее время сложились различные подходы (традиционные и нетрадиционные методы) к диагностике музыкальных способностей дошкольников (обследования о Н. А. Ветлугиной; показатели и критерии развитости по О. П. Радыновой организация диагностики А. Н. Зимина, проводя которые следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
1. до проведения диагностики, педагог должен знать общее развитие ребёнка, условия, в которых он существует и его индивидуальные особенности;
2. проведение диагностики должно осуществляться в привычной для ребёнка обстановке;
3. задания должны быть ввиде коротких тестов.
При этом педагог должен быть в общении с ребёнком доброжелательным, задавать простые и понятные вопросы, выслушивать до конца, не поправляя и не перебивая его ответы. В ходе диагностики рекомендуется использовать наглядность.
В настоящее время проблема диагностики музыкальных способностей остаё тся актуальной для современной психолого- педагогической науки: до сих пор проблемой остаётся определение самих музыкальных способностей, т. к. они представляют собой сложное сочетание врождённого, социального и индивидуального, что должно находить своё отражение в диагностике, требующей уточнения и поисков новых диагностических методов.
В дошкольном детстве эмоциональная отзывчивость на музыку является основной задачей музыкального воспитания и образования. И если мы, взрослые, сумеем её сформировать, всё остальное станет делом музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности и желания жить с музыкой.