Зорина Наталия
Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача музыкального воспитания дошкольников - влюбить детей в музыку, развить эмоциональную отзывчивость на неё задача, определяющая и общий стиль музыкальных занятий. Наблюдая за ребёнком,когда он слушает музыку,воссоздаёт образ музыкального произведения в движении, пении, игре на музыкальных инструментах, мы можем судить о его эмоциональной отзывчивости на музыку.
Публикация «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» размещена в разделах
В развитии эмоциональной сферы ребёнка музыка является уникальным фактором.
Восприятие музыки - это не количество информации о ней, а качество контакта: эмоционального, пластичного, духовного.
Поскольку у дошкольников в восприятии музыки преобладает моторное звено. то они способны воспринимать музыку вне движения или игры лишь 15-30 секунд, поэтому репертуар слушания дошкольника строится из маленьких шедевров. Если это классические произведения, то они продолжительностью меньше минуты. Например, И. Гайдн "Менуэт"; Л. Бетховен "Немецкий танец" или "Сурок. " Необходимо формировать у детей круг любимых произведений для слушания. Для этого понравившиеся пьесы нужно повторять несколько раз подряд, а потом - по желанию детей, как "любимую музыку. " Такой подход воспитывает потребность слушать музыку и настоящую любовь к ней.
У детей шестого года
жизни есть предпосылки для развития более дифференцированного восприятия динамики звуков,различных темпов и тембров. В этот период происходит формирование музыкального вкуса.
Важно донести детям понимание того, что музыка несёт в себе содержание и смысл, который может быть понят и без слов.
Нужно помнить слова Р. Шумана о том, что ". лучший способ говорить о музыке - молчать о ней," поскольку слушание музыки - это не доклад и не лекция, а сама музыка не сводится к горстке слов о ней.
Музыкальный репертуар для детей шести лет: П. И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков," "Полька,""Сладкая грёза," "Болезнь куклы," "Новая кукла,""Утренняя молитва,""Баба Яга,""Игра в лошадки,""Вальс,""Неаполитанская песенка. " Так же можно включить в репертуар "Голоса природы" и яркие новинки современной музыки.
Пение - чрезвычайно важный раздел работы по музыкально-творческому развитию ребёнка, так как в процессе пения у них развивается внимание, память, речь (обогащается пассивный и активный словарь, звуковая культура).
Вообще, следует отметить, что слух и голос у человека - это единый физиологический комплекс. Пение - это не только одна из форм музыкальной деятельности, но и основной способ развития интонационного и звуковысотного слуха детей. Здесь важно уделить внимание охране ещё хрупкого и слабого голоса детей: нельзя петь громко, особенно на улице, нежелательно петь песни, не соответствующие диапазону детей. Здесь имеет значение правильно подобранный песенный репертуар.
Координация между слухом и голосом является основой для развития чистоты интонации, умение детей контролировать слухом своё пение.
Музыкально-ритмическая деятельность является формированием навыков ориентировки в пространстве (уметь становиться в круг, парами, друг за другом, спиной друг к другу, находить своё место в зале и т. п.)
У детей шестого года жизни развивается способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.
Игра на детских музыкальных инструментах побуждает работать все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребёнка. Здесь они работают совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.
Большое значение в детском музицировании имеют звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки). Они позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов.
Ритм - явление универсальное. Отражение в сознании человека ритмов, в действительности является условием его адекватной ориентировки во времени. Способность человека к восприятию и воспроизведению ритмично протекающих процессов называют чувством ритма. Ритм музыкальный - это один из сложных ритмических образований. Надо постепенно формировать у детей стабильное чувство метра, умение использовать его на игре на разных инструментах и в звучащих жестах.
В работу с детьми шестого года жизни включаются уже звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон и т. п.
Для успешного развития детей в творческом музицировании важно, прежде всего, воспитать у них потребность в любительском музицировании. И эта потребность должна стать качеством личности на всю жизнь.