Наталья Видяйло
Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок это здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здоровый ребенок это здорово».
Тип проекта: познавательно-игровой; информационно - исследовательский
Участники проекта: дети младшей-средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: 1 год
Возраст участников: младшая-средняя группа (3-5лет).
Актуальность
В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Публикация «Методическая разработка по образовательной области „Физическое развитие“ „Здоровый ребенок это здорово“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье.
Здоровый образ жизни - это благоприятный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; правильно организованное питание, выполнение движений, физических упражнений на воздухе, трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.
Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
Здоровье детей зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения. Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение детей здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Цель проекта: формирование у младших дошкольников первичных представлений о здоровом образе жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
- формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
- создать здоровьесберегающую среду в группе.
- повышать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
- дать представление родителям воспитанников о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- повышать компетентность родителей о здоровом образе жизни, о здоровом климате в семье.
-повысить уровень знаний педагогов о проблемах здоровьесбережения детей в условиях семьи и ДОО;
Ожидаемые результаты :
1. Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни
2. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды и умывания
3. Приучены к опрятности (замечают в одежде и устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослого)
4. Проявляют интерес к участию в совместных физических упражнениях и подвижных играх
1 ЭТАП ПРОЕКТА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни — что это значит»
Цель: выяснить проблемы родителей возникающие в воспитании здорового ребенка
2. Проведение мониторинга заболеваемости детей (начало года,конец года)
3. Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Здоровьесбережение детей младшего возраста»
4. Создание условий для организации здоровьесберегающей среды в группе :
подбор тематики сюжетно-ролевых игр, комплекса утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики после сна, физкультминуток,дидактических игр на воспитание культурно-гигиенических навыков, художественной литературы (стихи, потешки, книги)
5. Подбор здоровьесберегающих технологий для младших дошкольников :
Средства двигательной направленности:
• физические упражнения;
• физкультминутки;
• эмоциональные разрядки;
• гимнастика (оздоровительная после сна);
• пальчиковая гимнастика, дыхательная, корригирующая;
• подвижные и спортивные игры;
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
• прогулки на свежем воздухе;
• солнечные и воздушные ванны;
• закаливание.
Гигиенические средства стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
• личная гигиена;
• проветривание;
• влажная уборка;
• режим питания;
• правильное мытье рук;
• обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
• ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
6. Организовать работу с родителями:
• оформление папки-передвижки;
• консультации, беседы
• анкетирование
• открытые просмотры
• совместные мероприятия
2 ЭТАП: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Формы работы с детьми
1. Игры, упражнения; чтение стихов и рассказов, сказок; проведение бесед.
2. Закаливающие процедуры: хождение по массажным коврикам, бодрящая гимнастика, прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны.
3. Совместная и самостоятельная деятельность: дактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры,самостоятельная двигательная деятельность, гимнастика
1. Образовательная область Познавательное развитие
Беседы с детьми:
«Здоровое питание-что это такое»
«Чистота-залог здоровья»
«Если хочешь быть здоров — закаляйся»
«Зачем нужна гимнастика»
2. Образовательная область Речевое развитие
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский Федорино горе»,
К. Чуковский «Доктор Айболит», потешки о воде
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Загадывание загадок о здоровье, частях тела, спорте, предметах личной гигиены
Чтение потешек: Водичка, водичка. ; Кран откройся. ; и. т. п.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - мамочка»
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки»
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое»
Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
цель: развитие мелкой моторики рук
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Прогони тучку», «Помоги бабочке», «Ветерок на озере», «Подуй на божью коровку», «Летят листочки»
цель: научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
3. Образовательная область Физическое развитие
Проведение непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре
Закаливающие мероприятия:
-хождение босиком по массажным коврикам, воздушные ванны, утренняя гимнастика,гимнастика после сна, умывание.
-прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Игровая деятельность:
Подвжная игра «Зайка серенький сидит»
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом.
Подвижная игра «Догони мяч»
Цель: приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга.
Подвжная игра «Поезд»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.
Подвижная игра «Где звенит?»
Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижная игра «Подползи под воротца»
Цель: упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевая его.
5. Образовательная область Соцально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Дидактическая игра «Сложи картинку»(предметы личной гигиены)
Цель:Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
Цель:уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Дидактическая игра: «Оденем куклу Катю на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Дидактическая игра «Купание куклы Кати»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
Цель:формировать представления о помощнике человека (нос, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Дидактическая игра «Чем мы слушаем»
Цель:формировать представления о помощнике человека (уши, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ)
Цель:Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.
Просмотр видеофильма «Если хочешь быть здоров»; м/ф «Мойдодыр» и т. п.
Наблюдения и экскурсии:
-за играми и выполнением физических упражнений старших детей;
-экскурсия в медицинский кабинет.
6. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание песен «Песенка про здоровье»; «Если хочешь быть здоров- закаляйся»; «Песенка о чистоте» и т. п.
Формы работы с родителями
- Папки-передвижки: «Здоровье малышей», «Сон его организаци» «Формирование культуры трапезы», пословицы о здоровье
-Консультации: «Одеваемся по погоде», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Что такое двигательная активность?», «О здоровье всерьёз».
-Памятки: «Комплекс дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой», Использование лекарственных растений при лечении часто болеющих детей»
-Оформление плаката «Полезные продукты питания», «Правила здорового образа жизни»
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Дидактические игр по ЗОЖ, подбор фотографий по теме «Здоровьесбережения», различные атрибуты для дыхательной гимнастики, коррегирующей гимнастики, физических упражнений, подвижных игр, художественная литература по теме.
3 ЭТАП: ИТОГОВЫЙ
Итоговое мероприятие
Спортивно-оздоровительное развлечение для детей «Сказочное путешествие гномов в страну здоровья»
.
Задачи:
Физическое развитие
- Повышать двигательную активность;
-Упражнять детей в прыжках, выполнении спортивных движений;
-Развивать умение слушать текст и действовать в соответствии с ним в спортивном упражнении;
-Формировать правильные дыхание, осанку, умение двигаться под музыку;
-Развивать мелкую моторику руки и различные тактильные ощущения.
-Формировать знания детей о важности здорового образа жизни, о необходимости соблюдать гигиену, заниматься спортом, правильно питаться;
-Пополнять знания детей о средствах личной гигиены, о последствиях неправильного питания;
Познавательное развитие
- Уточнить знания детей об неживой природе.
Социально- коммуникативное развитие
- Воспитывать культуру поведения, доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, желание оказать помощь.
Речевое развитие
- Развивать навыки общения со сверстниками;
- Развивать навыки диалоговой речи речи в процессе выполнения игровых заданий;
Художественно- эстетическое развитие
- Развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- Создать веселую непринужденную атмосферу в процессе развлечения;
-Воспитание эмоционального и осознанного отношения к художественным произведениям, умение увидеть, услышать, прочувствовать и переживать различные эмоциональные состояния посредством художественного слова.
Материалы и оборудование: елочки,ручеек, спортивный туннель, колокольчик, колпачки, стол, тазик с водой, пластмассовые кораблики, массажные мячики, домик для куклы Белоснежки,кукла-Белоснежка,маска лягушонка, смайлики с веселым настроением и грустным, тазик с песком и столик, муляжи овощей и фруктов, магнитофон: песня «Про чистоту» из мультфильма «Маша и Медведь», звуки леса, ручья,озера,болота, песенка про солнышко.
Ход развлечения:
Дети с воспитателем входят в зал.
Методы и приемы Взаимодействие с детьми
Игровое упражнение:«Здравствуйте»
Уточнение воспитателя:Когда мы здороваемся, мы желаем здоровья другому человеку. Дети проговаривают слово «Здравствуйте»тихо, шепотом, как обычно говорят, громко кричат.
Игровое упражнение «Улыбнись»
Воспитатель предлагает подарить своим друзьям заряд хорошего настроения на весь день. Дети дотрагиваются своей ладонью до ладони соседа, улыбаются друг другу и произносят слова:«Улыбайся каждый раз, для здоровья — это класс!»
Дидактическое упражнение «Грустный-веселый»
Воспитетель предлагает найти смайлик с тем настроением, какое сейчас у детей. Дети находят на столе смайлик с веселым настроением и показывают его воспитателю. А грустного смайлика убирают в коробочку.
Поисковые вопросы:что такое хорошее настроение? Дети отвечают:когда мы улыбаемся, не болеем
Воспитатель предлагает поиграть в сказку превратится в гномиков и отправится в сказочное путешествие в страну Здоровья.
Звенит колокольчик.
Воспитатель читает стихотворение:
Глазками моргнули, рот в улыбке растянули,
Брови вверх подняли, на носик пальчиком нажали
И тихонечко сказали:
«Под горушкою в тиши живут гномы-малыши» Дети с воспитателем соглашаются, одевают на голову колпачки и отправляются в путешествие
Дети повторяют за воспитателем слова, движения
Поисковые вопросы: чем полезна гимнастика? Дети отвечают:мы станем сильными, здоровыми
Гимнастика «Гномики»
Гномик по лесу гулял
Колпачок свой потерял
Колпачок был непростым со звоночком золотым
Гному кто точней подскажет
Где искать ему пропажу?
дети выполняют ходьбу на месте
наклоны в стороны
хлопки в ладоши
прыжки на месте
ходьба на месте
Звучит запись со звуками ручья
Задание 1: Чтобы попасть в страну здоровья, надо сначала перепрыгнуть через ручеек, не замочив ножки.
Объяснение:Для этого нужно согнуть ноги в коленях, немного присесть, руки отвести назад, оттолкнуться и прыгнуть, мягко приземляясь на ножки.
На полу расстелена голубая веревочка
Дети выполняют задание:перепрыгивают через голубую веревочку
Звучит запись со звуками озера
Задание 2: из ручейков образовалось целое озеро, в котором плывут кораблики Сегодня нет ветра, давайте подуем на водичку, чтобы кораблики поплыли побыстрее. Вдохнем воздух через носик, а выдохнем через ротик. Дети подходят к столу на котором стоит тазик с водой и корабликами и выполняют задание
Звучит запись звуков леса
Игровое упражнение с массажными мячиками «Ежик»
Дети подходят к елочке, под ней лежат массажные мячики, дети берут массажные мячики и выполняют движения в соответствии с текстом
Посмотрите, кто-то шуршит под ёлочкой
Кто это, гномики, как вы думаете? (это ежики)
Жил да был ежик в лесу, в своем домике-норке (зажать шарик в ладошке)
Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко. (раскрыть ладошки и показать шарик)
Решил он прогуляться по лесу и
покатился по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку. (ладошки соединить в форме круга)
Обрадовался ежик и стал бегать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох)
Вдруг набежали тучки и закапал дождик (кончиками пальцев стучать по колючкам шарика)
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку)
и укрылся от дождя (спрятать шарик под ним)
а когда дождь закончился, довольный побежал домой. (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
(Дети отпускают "ёжиков" под ёлочку.)
Звучит запись звуков болота
Задание 3:Что там за бревно впереди? Нужно нам в него войти!Дети проползают змейкой в спортивный туннель, встречают лягушонка и вступают с ним в диалог. Воспитатель обращается к лягушонку : Что у тебя лягушонок случилось? Почему грустный?
Ребенок старшей группы, на нем маска лягушонка отвечает: Мы по болоту прыгали, прыгали, старались.
Что видели в болоте, тем и угощались.
Вдруг животы у нас заболели
Все мы сразу побледнели.
Лежим и плачем на боку
Воспитатель: Гномы, помогите лягушатам
(Дети читают стихотворение) .
Вы лягушата постарайтесь.
Чаще с мылом умывайтесь!
Лапки мыть перед едой!
Надо теплою водой,
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
Поисковые Вопросы : что нужно делать,чтобы быть здоровыми Дети отвечают, дарят лягушонку овощи,фрукты, желают здоровья
Задание 4:чтобы открыть дом, надо отгадать загадку:
Кто живет на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки? слепит,
Его очень любят дети. (Солнышко)
звучит песенка про солнышко
задание 5: из песка сделать солнце.
Дети подходят к домику, отгадывают загадку, возле домика стоит стол с резервуаром для песка, дети рисуют песком солнышко на столе
Из домика воспитатель выносит куклу-Белоснежку
Белоснежка: Здравствуйте, ребята! Я – Белоснежка! Какие вы молодцы. Не испугались трудностей, показали отличные знания!
Вопросы детям: что же нужно делать, чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми? Дети ведут диалог с куклой:заниматься гимнастикой, кушать полезную пищу, чистить зубы.
Исполняется песня «Про чистоту!» из мультфильма Маша и Медведь. Дети танцуют под музыку, повторяя движения за воспитателем
Белоснежка: Гномики, а теперь вы,
наверное, хотите попасть к себе в садик? да!
У вас же есть волшебные колпачки, поэтому вы можете закрыть глазки и хлопнуть в ладоши три раза. И сразу окажетесь в детском саду.
Белоснежка прощается
дети закрывают глаза, хлопают 3 раза в ладоши, открывают глаза
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну, в котором мы поняли, как важно заниматься гимнастикой, правильно питаться и чистить зубы. Мы обязательно будем выполнять правила здорового образа жизни.
. Дети: Умных правил не забудем,
Уважать здоровье будем!
Литература:
1. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 2010г.
2. Н. С. Голицина, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
3. М. Н. Кузнецова по материалам статьи «Сон и его организация»
4. Веракса Н. В. ,Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М, :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008г.
5. Яколева Т. С. «здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ»/ Т. С. Яколева, 2006г.
6. ШорыгинаТ. А. «Беседы о здоровье» Методическое пособие 2008г.
7. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Пензулаева Л. И. 2002г.
8. «С физкультурой дружить –здоровым быть» Методическое пособие /Маханева М. Д. ТЦ Сфера 2009г.
9. Кравченко И. В. ,Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» 2011г.