Ольга Годованая
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка рекомендована музыкальным руководителям ДОУ и раскрывает специфику развития музыкально-сенсорных способностей детей в раннем возрасте. Введение новых музыкальных игрушек, разнообразных игровых приёмов поможет педагогу заинтересовать малыша и вызвать у него желание самостоятельно принять участие в совместной деятельности.
Методическая разработка «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста».
Публикация «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
О. Ю. Годованая, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей.
Основам сенсорного воспитания дошкольников посвящены исследования таких известных педагогов, как Н. Ветлугиной, И Дзержинской, Л Багировой, К Козыревой и др. Изучалось развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе пения; особенности музыкального восприятия и проявления слуха у детей раннего возраста; исследовались особенности музыкально- сенсорного развития дошкольников. На основании чего была дана характеристика музыкально- сенсорных способностей детей.
Исходя из собственного опыта наиболее благоприятной почвой для развития музыкальных способностей оказались занятия у малышей с использованием музыкальных игрушек и музыкально-ритмических движений.
С детьми я начинаю работать с 2-х летнего возраста и провожаю их на выпускном утреннике в школу. За этот период, который длится 6 лет, дети последовательно и систематически, переходя от простого к сложному, знакомятся с музыкой.
Игра- основной вид любой деятельности детей. Поэтому использование игровых приёмов, сюрпризных моментов, сказок, является основным в моей работе с маленькими детьми.
На любом занятии к детям всегда приходят игрушки. Если это зайчик, то дети поздороваются с ним за лапку, послушают стихотворение о нём, музыку, характеризующую его (скачет, убегает от лисички); обязательно зайчик попляшет под весёлую музыку, а дети похлопают ему или подыграют на каком-нибудь музыкальном инструменте. А в конце занятия, конечно же, с ним поиграют.
Такую структуру занятия использую, когда прихожу с любой игрушкой: петрушкой, куклой, киской, мишкой…
На первом этапе стараюсь формировать у детей умение вслушиваться в музыку, особенно прислушиваться к началу и окончанию произведения. После того, как дети поздороваются с птичкой, предлагаю им, как только заиграет музыка, «полетать» как птички. А как только музыка прекратится- присесть и отдохнуть.
Следующий этап- слушание инструментальной музыки в ярко контрастных регистрах («Зайка», «Медведь» Е Тиличеевой). Дети с удовольствием слушают пьесы, быстро запоминают и различают их. А показ игрушки, иллюстрации, чтение стихотворения даёт возможность закрепить представление детей о персонаже и самостоятельно передать образ в движении.
Дети в этом возрасте, в основном, слушают. Поэтому я часто напеваю им песни без музыкального сопровождения для того, чтобы малыши понимали, о чём они, вслушивались в напевное звучание слов, словосочетаний. Такие песенки, в основном, написаны в стиле русских народных песен и отличаются своей мелодичностью, простотой мелодии. А чтобы песня звучала эмоциональнее, стараюсь сопровождать её ритмическими движениями: похлопать, потопать, покачать ручками, погрозить пальчиком, постучать каблучком и т. д.
Благодаря этому, дети быстрее и легче усваивают, запоминают музыкальный репертуар и активно начинают подпевать, интонировать звукоподражания в разных регистрах.
Так, в подвижной игре Т. Бабаджан «Кошка и котята», дидактической игре Н. Ветлугиной «Курочка и цыплята», использовала связь между звучанием контрастных регистров с величиной игрушки, выкладыванием картинок на фланелеграфе (этот эпизод включаю на занятиях несколько раз).
Постепенно малыши включаются в игру и начинают подпевать оба звукоподражания с постепенным усложнением: прослушав песню покажи, когда идёт курочка, а когда- цыплёнок. Для закрепления этой работы с детьми можно использовать и такие дидактические игры, как «Кто как поёт?», «Чьи детки?» Н Ветлугиной. Игровые образы помогают развитию у детей звукоразличения.
Восприятие ритмических соотношений наилучшим образом совершенствуется, если оно связано с игрой на музыкальных инструментах (действия с музыкальными игрушками, музыкально-ритмическими движениями, пением, подпеванием.
Работать с детьми над развитием ритмического слуха начинаю со знакомства с музыкальными игрушками : бубном, погремушкой, барабаном, колокольчиком. У детей сразу возникает желание действовать с ними: звенеть, ударять ладошкой, стучать… Музыка, в свою очередь, помогает организовать эти действия для передачи определённого ритмического рисунка. Так, в дидактической игре «Бубен» Т. Бабаджан, ребёнок, взяв в руки инструмент, сразу пытается действовать с ним. Стараюсь направить действия ребёнка, предлагая ему играть на бубне вместе с музыкой : музыка играет, и ты играй. Музыка не играет, и бубен не звенит. Хочется отметить, что во время проведения игры, дети младшей группы могут передавать ритмический рисунок, состоящий не только из четвертей, но и из восьмых долей такта.
В силу своих возрастных особенностей, детям раннего возраста ещё трудно передавать ритмические рисунки марша, бега, подпрыгивания, прыжков. Чаще всего музыка лишь эмоционально окрашивает их движения (шагать как солдаты, скакать на лошадке, бежать за бабочкой, летать как птичка и т. д.).
Для передачи ритмических рисунков детям более доступны русские плясовые мелодии. Через простые танцевальные движения (хлопки, притопы, «фонарики» и др.) малыши более точно передают ритм музыки.
С детьми этого возраста также провожу работу по развитию тембрового и динамического слуха, помогающую им во время пения находить нужную силу звучания, его тембровую окраску. При этом широко использую музыкально-дидактические игры. Так, в игре «Тихо- громко» Н. Ветлугиной, дети знакомятся с ярко контрастными динамическими оттенками (громко-тихо). А в подвижной игре «Догони нас, мишка!» в первую очередь обращаю внимание детей на то, что Мишка спит и к нему надо подойти тихонько, чтобы он не проснулся раньше времени. А когда музыка заиграет громко- это значит, что Мишка проснулся и надо от него убежать.
Внесение музыкальных игрушек, использование музыкально- ритмических упражнений, даёт возможность сосредоточить внимание детей только на тихой или громкой музыке.
Развитие тембрового слуха начинается со знакомства с детскими музыкальными инструментами (дудочкой, барабаном, бубном и др.). Дети постепенно накапливают запас тембровых звучаний и уже могут свободно ориентироваться в них. В дидактической игре «Угадай, на чём играю?», детям предлагается отгадать, на чём будет играть педагог. Ребёнок, правильно отгадавший название звучащей игрушки, сам играет на ней. Введением новых музыкальных игрушек можно усложнить игру, а разнообразными игровыми приёмами- поддержать интерес к выполнению задания.
Организуя музыкальную деятельность с малышами, конечно же уделяю большое внимание к созданию такой обстановки, в которой дети чувствовали бы себя комфортно. Ни в коем случае не принуждаю детей, а стараюсь заинтересовать каждого малыша, вызвать у него желание самостоятельно принять участие в совместной деятельности.
Большую помощь в работе с маленькими детьми мне оказывают воспитатели нашего ДОУ. С ними провожу беседы, консультации, в которых раскрывается специфика работы с малышами: «Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста», «Роль воспитателя на музыкальном занятии и праздниках», «Развитие музыкальных способностей у малышей», «Музыкально-развивающая среда в группе» и др. Ведь музыка звучит не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, она включается в различные моменты жизни малышей, в самостоятельные игры. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому воспитатель должен поддерживать возникший у детей интерес к музыкальной деятельности, закрепляя навыки и умения, полученные на музыкальном занятии.