Анна Черных
Методическая разработка «Приобщение детей раннего возраста к чтению художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей раннего к чтению художественной литературы
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»
Лев Токмаков – народный художник России
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Публикация «Методическая разработка „Приобщение детей раннего возраста к чтению художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини др.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые - воспитатель и родители, должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.
Я поставила перед собой Цель: Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей раннего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели я наметила три направления работы:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
2. Образовательная работа в группе - использование различных приёмов и методов работы по данному направлению и их интеграция.
3. Взаимодействие с родителями по данному вопросу.
1. РППС - В группе организован книжный уголок. Существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
2. Если воспитатель должен являться образцом, то я поставила перед собой цель - каждую неделю я знакомлю детей с новым стихотворением, рассказом или сказкой. Стихи я стараюсь выучить наизусть, потому что не всегда представляется возможным взять в руки книгу. Рассказы и сказки стараюсь рассказывать, так как в процессе рассказывания я смотрю в глаза детей, а не в книгу.
Всё, о чём узнали дети, мы стараемся перенести в другие виды деятельности, характерные для раннего возраста : в предметную деятельность, в экспериментирование, в совместные игры, в восприятие музыки и двигательную активность, а также в изобразительную - рисование и лепка.
3. Особое внимание уделяю работе с родителями. Хочу поделиться с вами одной из форм работы, которую я применяю.
Я предлагаю родителям выбрать обложку "Книжки-малышки", внутри которой пустые строчки. При этом выбор делает сам ребёнок. Родители (бабушки, дедушки) сочиняют (или находят в интернете) стихотворение про того, кто изображён на обложке. Это "Домашние животные", "Дикие животные", "Игрушки", "Транспорт", "Природные явления " и др. Затем, когда ребёнок приносит "книжку-малышку" в группу, мы её читаем, заучиваем наизусть. Ребёнок знает, что это стихотворение сочинили его родители, а родители, услышав своё стихотворение от детей группы, испытывают гордость. В нашей группе имеется целая коллекция таких "Книжек-малышек". Они находятся в свободном доступе для детей. Ребёнок может подойти и взять её.
Данный опыт работы позволяет мне не только приобщить детей группы к чтению художественной литературы, но и укрепить детско-родительские отношения.