Хазинкина Марина Николаевна
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с помощью авторских дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с помощью авторских дидактических игр и пособий»
Цели и задачи моей работы : способствовать развитию мелкой моторики и координации движения рук ребенка раннего возраста.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- воздействовать на биологически активные точки организма.
- улучшать координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с помощью авторских дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- содействовать нормализации речевой функции
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в игру.
Актуальность работы :
Систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Методы развития мелкой моторики :
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Я использую следующие методы:
* Словесный метод * Наглядно-действенный метод обучения
* Практический метод * Игровой метод
В группе создана необходимая развивающая предметно- пространственная среда, с множеством игр и пособий для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.
В нашей повседневной жизни мы активно используем множество игр и пособий для развития мелкой моторики рук.
Все они способствует развитию мелкой моторики рук ребенка, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развивается воображение, внимание, память, постепенно ребенок запоминает основные цвета и формы и учится их называть, развивается речевая деятельность детей.
Пальчиковая гимнастика также активно используется в повседневной жизни нашей группы. Она решает множество задач в развитии ребенка:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы : (внимание, память, мышление, воображение); развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх.
Особое внимание хотелось бы обратить на игры, сделанные своими руками:
Д/и «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук, учим основные цвета и развиваем речевую деятельность.
Ход работы: воспитатель предлагает поиграть с лучиками у солнышка: закрутить и раскрутить лучик понравившегося цвета или предложенный воспитателем лучик определенного цвета. Также можно подуть на солнечные лучики.
Д/и «Волшебный коврик»
Цель: развитие мелкой моторики; развивать речевую деятельность детей; формировать направление воздушной струи; развивать творческие способности.
Ход работы: воспитатель показывает ковер, дети рассматривают образец. Затем воспитатель предлагает сплести коврик для наших кукол. Ленточка как бы подныривает под ребро сеточки и вновь выныривает. Ребенок прослеживает путь каждой ленточки, а затем протаскивает ее к противоположному концу и выравнивает «бахрому у коврика»
Коврик мы переплетаем, Ленту ловко продеваем, Вверх вниз, вверх вниз, Будет всем друзьям сюрприз.
Д/и «Сенсорный куб»
Цели : развитие у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти, способствует воспитанию волевых и нравственных качеств, целеустремленности, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
Данный сенсорный куб имеет множество вариантов игр. Он состоит из решеток основных цветов и все материалы использовались также основных цветов соответственно возрасту детей. Можно дополнять куб играми соответствующими возрасту детей.
В данном сенсорном кубе используются : игра «Сплети разноцветный коврик», «Игры с прищепками», «Учимся застегивать молнии», «Кто быстрее закрутит ленточку» «Собери бусики»(игра со шнурками и предметами для нанизывания на шнурок)
Д/ и «Увлекательный лабиринт»
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие внимания, сообразительности, ловкости, творческого воображения.
Ход работы: ребенку предлагаться поиграть с разноцветными шариками, покатать из через волшебный лабиринт. Сначала мы показываем где начинается путь у шарика (отверстие вверху) в волшебное путешествие по лабиринту, а потом ребенок наблюдает как быстро шарик прокатится по извилистой дорожке и прибудет на место (нижнее отверстие).Можно предложить выбрать шарик определенного цвета или по выбору детей.
Д/и «Умная матрешка»
Данное пособие состоит из 4 вариантов игры.
1. Д/и «Найди дорогу к маме матрешке»
Цель: воспитывать зрительную память, наблюдательность, развивать мелкую моторику.
Ход игры: нужно пальчиком добраться по дорожкам определенного цвета от маленькой матрешки к большой.
2. Д/и " Собери матрешку"
Цель: учить составлять целое из нескольких половинок, развивать воображение, внимание.
Ход игры : детям предлагаются части от матрешки нарисованные на картоне и заламинированные, нужно из них сложить целую матрешку.
3. Д/и «Одень матрешку»
Цель: учить название основных цветов, развивать мелкую моторику, учить группировать предметы по цвету.
Ход игры: детям предлагаются матрешки, каждую нужно одеть в платочек и фартучек одного цвета (синий, красный, желтый, зеленый).
4. Д/и «Наряди матрешку геометрическими фигурами»
Цель: формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат); развивать мелкую моторику; развивать умение подбирать фигуры соответствующего цвета и формы; воспитывать у детей зрительную память.
Ход игры: детям предлагаются четыре матрешки основных цветов с нарисованными фигурами на фартуке. Ребенок берет и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Д/и " Игры с прищепками"
Цель: развитие мелкой моторики, щипкового хвата, способствовать скоодинированости движения пальцев рук, помогать в развитии точности и ловкости, помогать закреплять сенсорные навыки и пространственное представление, развивать коммуникативные функции речи и воображение.
Возможно множество вариантов шаблонов для данного пособия. Все выполнено с использованием основных цветов.
В данном пособии представлены : «Солнышко», «Тучка», «Елочка», «Божья коровка» и круг с основными цветами.
Ход игры : предлагается к каждому шаблону подобрать прищепки соответствующих цветов (солнышко – желтые лучики у солнышка; елочка- зеленые иголочки; тучка – синие капельки; божья коровка- красные ножки; к кругу с основными цветами прицепить прищепки в нужные места соответстующих цветов) .
Выводы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей и специалистов детского сада, я смогла добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное -способствует сохранению психического и физического здоровья ребенка.