Зайцева Анастасия Алексеевна
Опыт работы «Проектная деятельность как одна из эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и будет актуальным вопросом для дошкольных образовательных организаций. О важности взаимодействии семьи и ДОУ говорят такие ученые и специалисты, как В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Е. П. Арнаутова, И. В. Лапицкая и др. Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. И для того, чтобы родители стали полноценными участниками образовательного процесса, необходимы новые формы сотрудничества педагогов и родителей. Родителям -для того, чтобы научиться понимать мир своего ребенка, педагогам -чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Цель такого сотрудничества- создание условий для благоприятного климата взаимодействия педагог-родитель, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения требует от педагогов новых форм организации педагогического процесса в ДОО. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.
В настоящее время метод проектной деятельности считается одной из новых педагогических технологий в дошкольном образовании. Но на самом деле происхождение этого метода имеет давние исторические корни. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, что означало проекты. Эти работы предполагали самостоятельную деятельность учащихся. Такие исследователи как В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов отмечают, что термин «проект» впервые в 1908г употребил Д. Снедзен, заведующий отделом сельхозшкол в США. Учащиеся таких школ получали задания на дому, носивших название «домашний проект». В 1911г Бюро воспитания США узаконило термин «проект». Однако сам метод проектов стал разрабатываться позднее в 1919г. Согласно этому методу ребенок мог двигаться в удобном темпе, общаться с другими учениками и обращаться за консультацией к наставнику.
Однако большинство авторов, например, Е. С. Полат, считают началом проектного метода конец 19 - начало 20 века. По их мнению, основоположником данного метода является Джон Дьюи, который утверждал, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни, а является полноценным периодом человеческого бытия. Идеи Джона Дьюи продолжил У. Х. Килпатрик. Он высказал идею о том, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца» группой детей, объединенных общими интересами. И. Ф. Колесникова и М. П. Гончарова-Сибирская отмечали, что идеи проектного обучения в России возникли параллельно с разработками американских педагогов. В 1905г под руководством С. Т. Шацкого небольшая группа сотрудников пыталась активно использовать метод проектирования в работе с детьми. Метод проектов активно использовали А. С. Макаренко, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, П. Ф. Каптерев, В. В. Игнатьев. Проектным методом в России занимался П. П. Блонский. После революции в России по личному распоряжению Н. К Крупской применялся метод проектов в школах. Однако в 1931г данный метод был раскритикован и осужден. За рубежом судьба проектного метода складывалась более удачно. Он успешно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии. В педагогическую практику нашей страны проектный метод пришел в 80-е годы вместе с компьютерными технологиями.
В работе с дошкольниками метод проектов рассматривается, как технология формирования информационной компетентности, как мотивация к познанию, как важная сфера познавательной деятельности.
Проектная деятельность – это создание условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Характер участия ребенка в проектировании меняется с возрастом. В младшем дошкольном возрасте он больше наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем – участвует эпизодически, осваивает партнерские отношения, а в старшем дошкольном возрасте – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В условиях дошкольного учреждения при поддержке взрослых (педагогов и родителей) могут успешно реализовываться различные проекты: творческие, исследовательские, игровые, практико-ориентированные. Чем теснее работа с родительской аудиторией, тем успешнее реализуется проект. Проектирование требует и от педагога, и от родителя, и от ребенка индивидуальных оригинальных решений и, в то же время, совместного творчества. В ходе проектирования дети не только копируют взрослых, но и учатся выражать собственные мысли. Проектирование учит работать в команде, общаться, проявлять инициативу, организаторские навыки, умение доводить начатое дело до конца, делать выводы.
Таким образом, изучив соответствующую литературу мы пришли к выводу, что проектная деятельность является средством развития всех субъектов образовательных отношений, и в свете развития новых принципов взаимодействия, проектный метод помогает установлению доверительных отношений сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами детского сада.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие. Развивают творческие способности детей через рисование, лепку, аппликацию, моделирование и другие виды занятий.
Игровые. Направлены на развитие социальных, коммуникативных и конфликтологических навыков и умений.
Исследовательские. Способствуют развитию навыков наблюдения, анализа, критического мышления.
Информационные. Помогают детям изучать и использовать различные источники, расширять кругозор, формировать навыки презентации.
Практико-ориентированные. Направлены на развитие навыков работы над конкретными задачами, ориентированными на реальные проблемы и интересы детей.
По продолжительности проекты бывают:
Краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные
Способ разработки проектов
Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «Трёх вопросов», которые вы видите на экране. Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Что узнали?
• Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Основные этапы проектирования
I этап. Поисковый.
Определение темы проекта.
В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер.
Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.
2 этап. Плановый.
Разработка плана деятельности по достижению цели:
-К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;
-В каких источниках можно найти информацию;
-Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование) ;
-С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.
3этап. Практический.
Выполнение проекта.
Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно- развивающей среды.
Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой : «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Жан Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, делать и
чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»
Содержание организованной деятельности по реализации проекта также должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития (создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).
4 этап. Завершающий или контрольный. Подведение итогов.
Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.
При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога, возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для создания портфолио любой проектной деятельности, нужно придерживаться структуры оформления, которая включает:
информационную карту (основные сведения о проекте, его характеристика);
содержание (план реализации проекта, этапы с описанием мероприятий по реализации проекта);
приложение (конспекты, анкеты, сценарии, фотографии, результаты продуктивной деятельности - рисунки и пр.)
Организация работы над проектами (схема)
Я разработала таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагога, дошкольника и его родителей.
Я хочу вам рассказать и показать несколько наиболее ярких примеров сотрудничества с семьями воспитанников.
Проект «Моя семья». Перед нами стояла цель изучить семьи воспитанников. Задачи проекта: установить доверительные и партнерские отношения с семьями воспитанников, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, дать детям представления о значимости семьи, воспитать у детей любовь и уважение и привить чувство привязанности к семье и дому, совершенствовать качества работы детского сада при взаимодействии с родителями. Этот проект нам дал возможность сделать процесс интересным и увлекательным. В ходе работы над проектом были проведены фотовыставка «Моя семья» и «Выходной день в моей семье», выставка «Генеалогическое древо моей семьи», выставка совместных творческих работ «Дом в котором мы живем», разработка и накопление материала по теме проекта.
Проект «Наша группа». Цель проекта: создать условия для всестороннего развития детей, сотрудничество с семьями воспитанников, активизация творческих способностей детей, родителей и педагогов. В ходе проекта родители приняли активное участие в создание развивающей предметно пространственной среды, приняли участие в открытых мероприятиях, проводимых в детском саду, а также приняли участие в изготовлении фотоальбома «Наша группа» и видеоролика «Один день из жизни нашей группы».
Проект «В гостях у сказки». Цель проекта: воспитывать у детей любовь к сказкам, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей, так же содействие гармонизации отношений между родителями и детьми во время совместной работы. Во время работы над проектом родители приняли участие в оформлении группового пространства, изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Проект «Огород на окне». Это традиционный проект для нашего детского сада. Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Задача проекта: Привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей. В ходе проекта родители приняли участие в создании мини огородов на окне, озеленении территории детского сада.
Проект «Моя будущая профессия». Цель проекта: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека. В ходе совместной работы над проектом, родители приняли участие в оформлении фотовыставке «Профессии моей семьи», изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, а также лично рассказали о своей профессии.
Индивидуальные исследовательские проекты «Яблоко волшебный фрукт», «Веселые и полезные шарики», «Тот молодец, кто вырастил огурец», «Мыло ароматное и полезное». Работа над такова рода проектами это одна из эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей. Задача таких проектов - работа в тесном контакте с семьями воспитанников, налаживание положительного эмоционального контакта между педагогами родителями и детьми. Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей воспитателей и родителей.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Использование интерактивных форм работы даёт определенные результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса и помощниками педагогов.