Елена Гайдар
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Игра «Нарисуй и расскажи».
3. Игра «Насыпь фасоль».
4. Игра «Выложи узор».
5. Игра «Нарисуй фигуру».
6. Игра «Напиши на крупе».
7. Игра «Найди буквы и назови».
8. Игра «Посчитай фасоль».
9. Игра «Собери букву».
10. Игра «Рисование пальцами обеих рук».
11. Игра «Рисование ладошкой».
12. Игра «Рисование при помощи трафарета».
2. Литература.
Пояснительная записка.
Введение
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИЗО, Рисование. ВСЕ материалы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль. Все мы в детстве были художниками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Работая логопедом в детском саду, я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности, рисование крупой.
Крупа – загадочный материал. Крупа привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Игры с крупой вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.
Одним из направлений в моей коррекционной работе является использование крупы для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
Актуальность темы
Изобразительная деятельность в ДОУ - это один из естественных детских видов деятельности. Во время руководства ею появляется множество возможностей для решения большого круга задач воспитательного и образовательного характера.
Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет жизни двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования, а именно рисование на крупе.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование на крупе пальчиками) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.
В последние годы в ДОУ в процессе подготовки детей к письму происходит акцентирование внимания на подготовке руки к письму. Связано это с тем, что участились случаи, когда ребенок уже учится в первом классе, а его рука или недостаточно подготовлена, или совсем не подготовлена к письму. Поэтому ему очень тяжело справляться с дневным объемом письменных занятий в классе.
Здесь есть несколько связанных между собой проблем:
• У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;
• Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;
• Слабый уровень речевой активности;
• Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.
Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной. Она подготавливает руку дошкольника к письму.
Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.
Использование методической разработки нетрадиционных техник рисования способствует :
• Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
• Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
• Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
• Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
• Самовыражению личности, т. е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.
Исходя из вышесказанного, данная методическая разработка является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
Цель методической разработки: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Задачи:
• познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
• формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
• развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
• развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
• развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции;
• воспитывать интерес к рисованию
На занятиях важно предлагать ребенку различные виды деятельности. Например, дети обводят букву. Сопутствующими заданиями могут быть такие, выкладывание буквы из фасоли (гороха, счет букв и определение размера (большая, маленькая). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме.
Знакомясь с новой буквой на занятии, предлагаю ребенку нарисовать букву манкой. Для этой работы нам понадобятся: крупа манная, клей ПВА, кисточка, поднос, картон, шаблоны букв.
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм.
Способ получения изображения:
-ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом обводит шаблон буквы
-потом намазывает кистью клей и посыпает аккуратно крупой, лишняя крупа ссыпается на поднос.
-Если нужно придать больший объем, то эту букву намазывает клеем несколько раз по поверхности крупы. Даем нашей работе высохнуть.
Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.
Нетрадиционные техники рисования, могут применяться на подгрупповой и индивидуальной коррекционно - образовательной деятельности, в вечерний отрезок времени, когда дети по желанию занимаются рисованием.
Игры с крупами для развития мелкой моторики :
«Нарисуй и расскажи».
Цель: Развитие точности движения пальцев, речи, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры. Ребёнок создаёт картинку на крупе и сопровождает свои действия речью.
«Насыпь фасоль».
Цель: развитие ловкости и координации движений пальцев рук.
Ход игры. Предложить ребенку насыпать фасоль в бутылку с узким горлышком или насыпать крупу в стаканчик через воронку.
«Выложи узор».
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Ход игры. Из разных видов круп (горох, фасоль, гречка, семечки и др.) можно предложить ребенку выложить на столе причудливые узоры.
«Нарисуй фигуру».
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры. Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их.
«Напиши на крупе».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения, развивать навык чтения.
Ход игры. Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед пишет, а ребенок читает.
«Найди буквы и назови».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения, ориентировки на плоскости.
Ход игры. Учитель-логопед прячет в крупу пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Посчитай фасоль».
Цель: Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов, закрепление счета и понятия «больше», «меньше».
Ход игры. Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках.
«Собери букву».
Цель: развитие мелкой моторики рук, умения работать по образцу, развивать зрительную память, формировать умение следовать поставленной задаче.
Ход игры. Предложить ребенку выложить на столе из разных круп знакомые буквы, слоги, слова.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Рисование пальцами обеих рук одновременно.
Цель: Развивать ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений. Развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры. Ребенок окунает пальчики в крупу и рисует ими. Детям обычно этот вид рисования очень нравится.
Рисование ладошкой.
Цель: Развивать ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику. Развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры. Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью.
Рисование при помощи трафарета.
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры. Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.
Использование техники рисования крупой позволяет развивать не только все стороны речи. Ребёнок и учитель-логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит данная методическая разработка для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Результаты использования методической разработки таковы:
• Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
• Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
• Совершенствуются гуманные чувства детей.
• Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
• Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.
• к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности.
• повышается уровень развития мелкой моторики, дети будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
• освоятся техники работы с нетрадиционными материалами;
• будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
Методические рекомендации
При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, возникают новые средства выразительности.
Литература:
1. Афанасьева С. «Написать душу красотой» // Дошкольное воспитание, 1996, №8
2. Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.
3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. «Развитие речи детей 5 – 6 лет» - М, 1998г.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, 1990г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность – старшая группа, подготовительная группа» - М, 2006г. 12
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
7. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки» - СПб, «Детство - Пресс», 2004г.
8. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
9. Хархан Г. В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).