Татьяна Подольная
Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 города Крымска муниципального образования Крымский район
Методическая разработка
«Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр»
Автор - составитель:
Подольная Татьяна Васильевна,
воспитатель
МБДОУ детского сада № 2
г. Крымска
г. Крымск
2023 г.
Автор — составитель: Подольная Татьяна Васильевна.
Публикация «Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Должность: воспитатель МБДОУ № 2 города Крымска.
Направление: в методической разработке рассматривается реализация задач формирования основ финансовой грамотности у дошкольников посредством дидактических игр.
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи:
познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.
Аннотация. Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечё нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. 3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаю в содержание занятий и провожу вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаю необходимые условия: подбираю соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использую разные по содержанию и видам дидактические игры : с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.
Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игры по темам программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» :
1. Без труда нет жизни на земле
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
3. Покупаем, продаём и обмениваем
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим
5. Учимся занимать и отдавать долги
6. Учимся планировать
7. Богатство и бедность
1. Без труда нет жизни на земле
Игра «Профессии»
Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий, об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.
•1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда.
•2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда, но и называют продукт труда.
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
Игра «Назови монетку»
Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет; развивать речь.
• Материал: картинки с изображением монет разных достоинств.
• Содержание: Картинки делятся между игроками. По очереди игроки называют достоинства монет, если игрок ошибается, то карточки кладутся в центр в стопочку. Выигрывает тот, у кого карточек останется больше.
Игра «Путешествие денежки»
Цель: закрепить знания детей о денежных знаках разных стран.
Материал: карточки с изображением купюр разных стран, карточки с изображением флагов и костюмов тех стран, которые изображены на купюрах.
Содержание: надо подобрать пару к купюре (флаг и купюра).
Вариант: Участвуют два игрока. Один берет карточки с флагами стран, другой – с купюрами. Поочередно выкладывают карточки на стол, чья очередь совпадет с парой, тот забирает карточки себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.
3. Покупаем, продаём и обмениваем
Игра «Я хочу»
Цель: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.
Материал: предметные карточки с изображением телевизора, мебели, машины, дома, воды, школы, детского сада, мира (голубь, видов спорта, транспорта и т. д.
Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями.
•1-я группа – «Я хочу для себя» (личные потребности).
•2-я группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности).
•3-я группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности).
Игра «Дешевле – дороже»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.
Материал: импровизированный магазин, карточки с изображением различного товара, ценники, монеты.
Содержание: Воспитатель предлагает детям 10 рублей. Сначала дети подбирают «товары», контрастные по цене (самый дорогой и самый дешевый, а затем устанавливают ассортимент «товаров» (сериационные ряды) – от самого дешевого до самого дорого предмета и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене «товары». Далее дети решают, что они купят на 10 рублей, и делают покупку в импровизированном магазине (продавец – воспитатель, не забывая о вежливых словах.
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим
Игра «Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Содержание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй – 10 рублей.
Игра «Учимся экономить»
Командам-участникам предлагается выбрать карточку понравившегося цвета и выполнить задание - составить памятку.
Карточка зеленого цвета: «Советы по рациональному использованию электроэнергии, которые сэкономят Ваш семейный бюджет»
Карточка синего цвета: «Советы по рациональному использованию воды, которые сэкономят Ваш семейный бюджет»
Карточка красного цвета: «Советы о том, как можно сэкономить, отправляясь за продуктами»
5. Учимся занимать и отдавать долги
Игра «Занять и одолжить»
Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать.
Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время
Дети делятся на 2 группы, берут листы бумаги, одна группа берёт красные карандаши, другая – синие.
Группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Чтобы выполнить задание, им придётся занимать друг у друга и одалживать карандаши
6. Учимся планировать
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
•Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
•Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Составляем план покупок»
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц.
Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему?
Какие товары можно покупать время от времени?
Хлеб, рыба, картофель, сельдь, чипсы, сахар, кальмар сушеный, овощи, финики сушеные, мясо, минеральная вода, газированные напитки, сухофрукты, маринады, масло сливочное, молоко, соль, сало копченое, кукурузные хлопья, яйцо, креветки, орешки соленые, масло растительное, майонез, кондитерские изделия, конфеты и т. д.
Игра «Семейные доходы»
Ведущий объясняет правила и приводит пример. «Каждая команда получает карточки, на которых изображены члены семьи, покажите, пожалуйста, кому какая карточка досталась. Перед вами игровое поле, на котором расположены картинки, которые обозначают разные виды доходов. Команды по очереди кидают кубик и переходят на соответствующую клетку. Ваша задача определить, кто может принести такой доход в семью. (Например, пенсия – бабушка, стипендия – ребенок (студент) и т. д.)»
Игра «Желаемые и необходимые расходы»
Синяя карточка обозначает необходимые расходы, а красная – желаемые.
У каждого из вас есть карточки с изображением расходов: · Электроэнергия · Водоснабжение · Газ · Продукты питания · Игрушки · Одежда · Отдых · Проездной на автобус · Сладости
Вам необходимо определить к каким тратам относится картинка, и поместить ее в нужное поле. Каждая команда распределяет свои картинки на соответствующем поле.
7. Богатство и бедность
Игра «Наше имущество»
Детям предлагаются карточки с изображением имущества (мебель, посуда, одежда, украшения, книги, игрушки, машина, дом, дача, гараж). Участники команд распределяют картинки на две группы: недвижимость и движимое имущество. Ведущий: Вещи, которые можно унести, переставить, передвинуть с места на место, называют движимым имуществом. Ведущий: Имущество, которое нельзя унести или передвинуть, называют недвижимостью. (Дети проверяют выполненное ими задание)
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации.
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».
Карточки «Товары».
Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:
- продукты (как полезные, так и вредные, на усмотрение педагога, знакомые детям;
- овощи, фрукты, ягоды;
- игрушки;
- одежда, обувь;
- непродовольственные товары ( например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками, для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).
Карточки «Деньги».
Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.
Карточки «Список покупок».
Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).
Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».
На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.
1. «Что продается в магазине?».
Цель – формирование у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
2. «Давай положим в корзинку…».
Цель – закрепление у детей представления о товаре.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
2. Учить выбирать товары по необходимости.
3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т. п.
3. «Какой товар лишний?».
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
2. Учить выбирать товары по необходимости.
3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
4. «Что забыли положить в корзинку?».
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «категория товара».
2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
5. «Все по полочкам».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
1. Закрепить понятие «категория товара».
2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.
6. «Путаница».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
1. Закрепить понятие «категория товара».
2. Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
7. «Что угодно для души».
Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.
Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
- сам ребенок, когда он голоден;
- семья, которая ждет гостей;
- мама, выбирающая подарок для дочки;
- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т. п.
8. «Что сколько стоит».
Цель – познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
9. «Давай поменяемся».
Цель – познакомить детей с понятием «обмен».
Задачи:
1. Закрепить представление о цене товара.
2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других, но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
10. «Деньги»
Цель – познакомить с понятием «деньги».
Задачи:
1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.
1. «Нужные покупки»
Цель – закрепить представление детей о деньгах.
Задачи:
1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
3. Закрепить представления детей о категориях товаров.
4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
2. «Много - мало».
Цель – познакомить детей с понятием «спрос».
Задачи:
1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».
2. Закрепить представление о «потребности».
3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.
Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т. п.
3. «Дорого – дешево».
Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Задачи:
1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
Ход игры:
1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
4. «Потребность – возможность».
Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи:
1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
5. «Запланированная покупка».
Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».
Задачи:
1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
6. «Запланированная покупка - 2».
Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».
Задачи:
1. Учить детей составлять «Список покупок».
2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:
- день рождения;
- поездка на пикник;
- приготовление завтрака (обеда, ужина);
- отправляемся в путешествие;
- ждем гостей и т. п.
7. «Что откуда берется?»
Цель – дать детям представление о производстве товаров.
Задачи:
1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
2. Закрепить представление о ресурсах.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т. д.
8. «Бюджет».
Цель – познакомить с понятием «бюджет».
Задачи:
1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
2. Сформировать представление о том, что такое «доход».
3. Сформировать представление о том, что такое «расход».
4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д.
8. «Сдача».
Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Задачи:
1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму
покупки.
2) Формировать умение давать сдачу.
3. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
4. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок
составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить
вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными
буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает
чек.
10. «Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том что желание и реальная потребность не совпадают.
3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
11. «Осознанный выбор».
Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.
Задачи:
Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).
Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?
Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.
Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.
«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»
Используемая литература
1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры
2. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Программа "Азы финансовой культуры для дошкольников"
3. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.
4. Шатова А. Д. «Дошкольник и экономика»