Мария Токарева
Прогулка в старшей группе
Методическая разработка «Прогулка в старшей группе»
Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, но при этом важнейший режимный момент, который требует высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся навыки в основных движениях; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы; развивается ловкость, быстрота, выносливость.
Публикация «Прогулка в старшей группе» размещена в разделах
Особое внимание на прогулке направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, физических и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образовательного процесса с учетом вида ДОУ, образовательной программы детского сада, приоритетных направлений деятельности.
Задача педагогов - осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и способностями воспитанников.
Прогулки в детском саду включают в себя совокупность реализации задач образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Содержание образовательной области «Физическое развитие» на прогулке направлено на формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, все это является содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие» на прогулке включает развитие сенсорной культуры, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, расширение кругозора, формирование элементарных математических представлений.
«Речевое развитие» на прогулке направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Каждая прогулка должна содержать в себе следующее: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка. Наблюдения за явлениями природы и погоды способствуют обогащению лексического запаса детей, развитию монологической речи. Спортивные разминки и индивидуальные трудовые поручения развивают детей физически. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Подвижные игры, игры по желанию детей организуют детский коллектив, помогают выявить лидерские качества. Подбор подвижных игр и физических упражнений зависит от предшествующей работы в группе.
Также, в прогулках, следует учитывать и включать игры-упражнения для гиперактивных и малоподвижных детей.
Примерный конспект проведения прогулки старшей группе
Прогулка «Озорные ребята» (Зима)
Самостоятельная двигательно-игровая активность:
Постройка крепости для пластиковых солдатиков
Игра «Метатели» (вывешивается мишень на стенку веранды, дети делятся на две команды и соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий.)
«Бег с препятствиями» Бег цепочкой, преодолевая препятствия
Подвижные игры:
«Пятнашки»
Дети находятся в разных местах площадки. Выбранный детьми водящий, получив цветную повязку, становится на середине площадки. После сигнала воспитателя «Лови!», все дети разбегаются, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Игра заканчивается, когда водящий поймает 3-4 играющих.
Познавательно-исследовательская деятельность
«Свойства снега» :
Небольшое количество снега положить на руку (голую) и такое же количество снега положить на руку в перчатке.
Вопрос: почему на голой руке снег начинает таять, а на перчатке нет?
Игра -лепка «Снежная баба»
Игра-упражнение для гиперактивных детей
«Не потеряй пару» дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
Игра - упражнение для малоподвижных детей «Догнать соперника»
Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения задания каждая колонна старается догнать друг друга, та, которой это удается, побеждает.
Организованная физкультурная разминка
- катание на санках
Дети соревнуются, чьи сани быстрее
Примерный конспект проведения прогулки в старшей группе
Прогулка «Веселые ребята» (Лето)
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
Ползание по спортивной вертикальной лестнице
Игры с выносным материалом (лопатка, машинка.)
Подвижные игры:
У кого мяч?
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», и тот, к кому он обращается должен выставить вперед обе руки, показывая, что мяча нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, встает в середину водить.
Кому что нужно для работы?
Раздаются картинки, изображающие орудия труда. Воспитатель показывает картинки и спрашивает: «Что это? Кому нужно для работы?» Дети отвечают: «лейка - садовнику, кисть и краски - маляру и т. д.» Тот, кто первый правильно отвечает - получает картинку.
Познавательно-исследовательская деятельность
Дышим воздухом (картотека)
Вопросы: «Для чего нам нужен воздух? Как он получается? Какую роль играют растения в формировании воздуха?»
Подвижная игра
«Боулинг»
Кегли становятся в ряд на расстоянии 3-5 см. одна от другой. На расстоянии 1,5 - 3 м. от них проводится линия - «кон». Играющие дети по очереди выходят на черту кона и броском катят шар. Сбитые кегли забираются. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей
Игра-упражнение для гиперактивных детей.
«Проведи мяч»
На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и т. п.) Ребенок ведет мяч ударами об землю. Обходя или обегая предметы «змейкой».
Игра- упражнение для малоподвижных детей.
«Быстро переложи мяч»
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
Организованная физкультурная разминка.
Прыжки через препятствия (построить через 50 см кучи из песка).