Альмира Фаррахова
Методическая разработка проекта «Птицы — наши друзья» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка проекта на тему «Птицы – наши друзья»
для детей 4-5 лет
Актуальность проекта : Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня. Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.
Публикация «Методическая разработка проекта „Птицы — наши друзья“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Проблема: Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни и повадках, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
Образовательные:
Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами; наблюдать за повадками птиц зимой; научить детей правильно подкармливать птиц; Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Развивающие:
Развивать познавательные, коммуникативные, творческие и исследовательские способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года; Формировать у родителей практические навыки в воспитании детей.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский.
Обеспечение проекта : -Материально-техническое: ИКТ, иллюстрации и сюжетные картины, шапки для драматизации.
-Учебно-методическое : Методическая и художественная литература:
Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ; Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А «Проекты в работе с семьёй»; Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду»; Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова; Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернёров и родителей; «Соседи по планете» Паскаль Ведер д,Ориа; «Журавли летят» П. Воронько; «Дятел», «Воробей», «Журавль» Е. Чарушин, русская народная песенка «Гуси»; «Покормите птиц» А. Яшин; «Зима прошла» М. Клокова.
Участники проекта : Дети группы №6 «Солнечные лучики», педагог, родители, музыкальный руководитель.
Виды деятельности: Дидактические игры, пальчиковые игры-упражнения, НОД, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин и беседа по ним, игра-драматизация, рисование. Ожидаемые результаты:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Продукт проектной деятельности : Экологическая газета, выставка рисунков и поделок.
Презентация проекта : Экологический праздник для детей и взрослых «Птицы – наши друзья»
Этапы реализации проекта «Птицы – наши друзья!»
Подготовительный этап.
-Выбор актуальной темы.
-Постановка цели и задачи.
-Сбор и накопление методического и технического материала.
-Создать условия для участия детей, педагогов и родителей в образовательном процессе.
-Наметить план совместной работы с родителями. Подбор познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Юный натуралист». -Подготовить оборудование для реализации данного проекта; сделать подборку игр для детей дошкольного возраста;
-Подготовить материал для оформления экологической газеты о птицах нашего края; -Разработать цикл наблюдений за птицами нашего края; -Подобрать серию мультфильмов о птицах.
Основной этап.
1. Работа с родителями:
-Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. 2. Работа с детьми:
-«Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе, птицах)
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
-Наблюдения за птицами в зимнее время года. Наблюдая за птицами выяснить, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
-Практическая работа (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.
-Акция «Покормите птиц зимой».
-Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих.
Заключительный этап.
- Обобщить полученные знания и представления.
- Выпуск экологической газеты «Берегите птиц!». Экологический праздник «Птицы – наши друзья».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12