Эльмира Наринян
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в коррекции личностных проблем дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема работы мной выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем у детей дошкольного возраста : агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, нерешительность.
Статистика исследований в данной области показывает, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Публикация «Из опыта работы „Использование сказкотерапии в коррекции личностных проблем дошкольников“» размещена в разделах
Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы.
Когнитивная (познавательная) функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.
Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Проблема эмоционально-личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.
Известно, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.
Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками. Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов, сказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.
На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:
жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;
недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;
занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.
Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии.
Моя работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по настоящее время.
Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы, имеющиеся у детей, родителей, составить план работы, подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста. Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной психолого - педагогической проблемы.
Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми, педагогами. родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
В процессе работы над темой я рассматривала понятия: эмоции, воля, эмоционально -волевая сфера, возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка.
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.
В возрасте от 3 до 7 лет доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.
Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста. Одной из линий развития самосознания является осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
У ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему понять, что эти проблемы не только у него есть, с другой стороны, посредством сказочных образов предлагается выход из ситуации.
Сказкотерапия, как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании различных методов и приемов и в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – личностной сферы.
Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии. Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме сказкотерапии.
Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста.
Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.
Содержание образования и средства достижения цели.
Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.
Этапы коррекционно-развивающей работы
1. Констатирующий этап
Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях:
характеристика родителями состояния своих детей
преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.
В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры:- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.
Далее использовались диагностические методики с целью уточнения данных наблюдений и опроса родителей:
- проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1);
рисуночная методика «Кактус» -для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности –(Приложение 2);
- «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко). (Приложение 3).
Формирующий этап
В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно-развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно: на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4).
Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 2о-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению, с детьми «группы риска». Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Основная цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы решаются следующие задачи:
• познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;
• научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям;
• передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
• переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
• развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
• научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
Выстраивая коррекционную работу с детьми, мной составлен цикл коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, с использованием программы Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас» - программа эмоционально - волевого развития для детей и подростков. (Приложение 4).
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия из цикла “Погружение в сказку” :
Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал “входа в сказку” Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы они для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.
3. Расширение Расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и др.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и др.
5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7. Ритуал выхода из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Иногда возможно повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит: “Мы берем с собой самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают к груди.
При поведении занятий желательно руководствоваться следующими
правилами:
для занятий должно быть достаточно много места. На полу необходим, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу;
в процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”;
вхождение в сказку” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. ;
для “выхода” из сказки особые приемы не требуются;
текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу;
сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Их можно лишь условно поделить на простые и сложные;
все атрибуты сказок, любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять;
необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.
занятия включают: игры: подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, тематическое рисование. Все дети активно, с удовольствием участвуют в занятии, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.
Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :
- актуализация проблемы на первичных консультациях;
- индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;
- выступление с презентацией на родительском собрании на тему «Сказкотерапия детских проблем»
- памятки для родителей.
Завершающий этап
.
По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.
Результативность опыта.
В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:
эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,
преобладают положительные эмоции;
появляется постоянная дружба со сверстниками;
развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;
ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.
Родители:
стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;
повысилась психолого-педагогическая культура.
Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой (Приложение №2). На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, только после одобрения, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.
Так, по результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы:
Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (Приложение).
2012-2013 2013-2014 2014-2015
Уровень тревожности первич-ная итого-вая первич-ная итого-вая первичная Ожидае
мые рез-ты
высокий 12/75%
10/63% 12/75% 6/38% 7/43% 4/25%
средний 3/19%
5/31% 2/12.5% 8/50% 6/38% 4/25%
низкий 1/6%
1/6% 2/12.5% 2/12% 3/19% 8/50%
В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.
В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Проявляли вредные привычки невротического характера - грызли ногти, качали ногой и др. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - потели ладони рук.
Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мной использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) путем опроса родителей (Прилож.).
2012-2013 2013-2014 2014-2015
Уровень тревож-ности первич итогов. первич. итогов. первич. Ожидае-мые резуль-таты
высокий 10/63% 9/56% 9/56% 5/31% 6/38% 2/12%
средний 4/25% 5/31% 5/31% 7/43% 6/38% 10/63%
низкий 2/13% 2/13% 2/13% 4/25% 4/25% 4/25%
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список.
1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. -Ростов н/Д. :Феникс,2006.
2. Грабенко Т. Д. Сказки для маленьких и больших. Статья. Педиатрия для родителей. СПб. : №1, 2008. 100/5
3. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. : Пособие для практических работников детских садов?/Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.
6. Ивлева И. А., Млодик И. Ю., Сафуанова О. В. Консультирование родителей в детском саду.
7. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] /А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-469-01499-7
8. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений. ИД «Генезис», 2009.
9. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб. : Речь, 2001.
10. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб. : Речь, 2010.
11. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой. -Спб. : Речь, 2007.
12. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М. : Генезис, 2003.
Ссылки на ресурсы Интернет
Игры на развитие эмоционально - волевой сферы в повседневной деятельности детей. https://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/.
Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург, (электронный ресурс). -режим доступа: https:// www.cka3ka-miks.com/- март, 2011.
Сказкотерапия для ребенка. https://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/- апрель 2013.