Валентина Бощенко
Проект «Загадочный космос» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Загадочный космос» в старшей группе детского сада.
Составила Бощенко В. Н.
воспитатель
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты.
Проблема: ко Дню космонавтики в детском саду пройдет КВН – надо к нему подготовиться: украсить зал; узнать побольше про космос и космонавтов, потому что будет соревнование между группами.
Публикация «Проект „Загадочный космос“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе проведения мероприятий данного проекта.
Задачи:
• создание предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; систематизация имеющихся представлений о космическом пространстве;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• овладение способами общения с окружающими;
• развитие потребности в здоровом образе жизни на примере достижений космонавтов;
• расширять представление детей о многообразии космоса;
• овладевать различными видами изобразительной деятельности.
Сроки реализации: c 16 марта по 13 апреля.
Результаты:
• повышение уровня познавательной активности; понимание детьми важности результатов своей деятельности для окружающих; развитие социально-коммуникативных навыков;
• повышение уровня родительской активности;
• для педагогов: накопление опыта и материалов.
Предшествующая работа: организация выставки книг про космос. Дети обнаруживают в книжном уголке новую книгу «Тайна третьей планеты». Кто-то говорит, что у него дома есть точно такая же. Воспитатель интересуется у детей, есть ли у них дома книги про космос. Оказывается, что почти нет. Откуда же нам взять книги для выставки. Дети предлагают способы решения проблемы: попросить родителей помочь с книгами. Кто-то приносит из библиотеки, кто-то купил и дал на время.
Этапы проекта.
I.Диагностический этап.
Содержание: рассматривание иллюстраций; рисование по впечатлениям; придумывание названий к рисункам; беседа о загадочности космоса.
1. Радуясь новым книгам, дети рассматривают иллюстрации, обмениваются впечатлениями, воспитатель наблюдает.
2. Понравились вам картинки с видами космоса? Расскажите кому, что понравилось. Хотели бы вы нарисовать свои картинки про космос? Нарисуйте и придумайте название своему рисунку, а потом все вместе выберем самое интересное.
3. Названия рисунков, придуманные детьми:
«Большая планета»
«Планета Земля»
«Загадочный космос»
«Загадочный мир»
«Планета Юпитер»
«Черная дыра»
«Звездолет»
«Красивый космос»
«Космическое путешествие»
«Волшебный космос»
4. Дети выбрали самое интересное название – «Загадочный космос». Воспитатель интересуется, почему ребенок назвал так свой рисунок. Ответ ребенка: «Мне непонятно, что там такое в космосе». Некоторые дети рассказывают про звезды, планеты и даже про черную дыру. Другие высказываются о том, что им непонятно:
- Кто живет в космосе?
- Почему космос черного цвета?
- Что такое Солнце?
- Сколько звезд в космосе?
- Как полететь в космос?
- Почему ракеты летают?
- Если Земля круглая, то почему предметы и люди не падают с нее?
Воспитатель:
- Да, ребятки, космос, действительно, загадочен и необъясним. Но все же люди разгадали многие его тайны. Но загадок от этого стало не меньше. Только ученые разгадают какую-нибудь космическую тайну, как возникают все новые и новые загадки. Поэтому космос для человека всегда будет таинственным.
II.Этап погружения в проект.
Содержание: озвучивание проблемы; определение продукта; постановка задач.
О некоторых разгаданных тайнах мы с вами и будем говорить. Много вопросов у вас накопилось. Сможем ли мы на них сразу, в один день ответить? Нет, конечно. Для этого нам понадобится несколько дней. Дети спрашивают о том, зачем нам говорить про космос.
В апреле нас ждет интересный и важный праздник – День космонавтики. В детском саду будет КВН. К празднику надо будет украсить зал и побольше узнать про космос и космонавтов, потому что КВН – это соревнование между командами.
- Как же нам украсить зал ко Дню космонавтики? Картинки у нас только в книгах, покупать украшения – денег нет. Что же делать?
Дети предлагают свои рисунки для украшения.
- Зал большой, этих рисунков будет мало.
Дети предлагают еще нарисовать. Воспитатель соглашается:
- Будем говорить про космос, и наклеим, и вылепим, нарисуем все, про что говорили – дней впереди много. Соберем все ваши работы и устроим выставку.
Я расскажу вам немножко про Солнце, про планеты, которые его окружают; про астероиды. Поговорим про тех, кто рассматривает и изучает звезды и планеты; про то, как люди придумали ракеты. Вы узнаете, почему первыми живыми существами, полетевшими в космос, были собаки; как готовят космонавтов к полету; для чего нужны искусственные спутники Земли. Вся наша предстоящая работа с вами – это проект. А название ему вы уже придумали – «Загадочный космос».
III.Практическая деятельность по решению проблемы.
Содержание: чтение рассказов, беседы, исследования, творчество, фантазирование, игры, самостоятельная деятельность.
1. Рассказ воспитателя о том, что люди с давних времен наблюдали за звездами; о первых астрономах; о современных огромных телескопах.
2. На прогулке.
- Можно ли сосчитать звезды на небе, как вы думаете?
Дети высказываются.
- А можно ли сосчитать, сколько всего звезд в космосе? Чтобы ответить на этот вопрос, ответим на другой. Рассмотрим песок через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит песок? Можно ли сосчитать все песчинки в песочнице? А во всем песке на Земле? Так можно ли сосчитать все звезды в космосе?
3. Чтение рассказов: «Наша звезда – Солнце», «Солнечная система» из книги Е. А. Гуричевой «Космос. Самая первая энциклопедия» (о планетах, астероидах). Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.
4. Вспомните, куда движется пар из чайника?
Опыт 1: «Почему один воздушный шарик падает, а другой взлетает?»
Опыт 2: «Что произойдет с воздушным шариком, если я его надую и, не завязывая, отпущу?
Беседа на тему «Как полететь в космос?» (о полетах на воздушных шарах; о реактивном движении; об изобретении ракеты).
5. Беседа на тему «Первый спутник. Хвостатые космонавты» (о первом запуске ракеты со спутником; о первых живых существах, побывавших в космосе) по книге А. Ткаченко «Летающие звезды».
6. Мультяшным Белке и Стрелке нужны друзья.
Оригами «собачка».
7. Чтение рассказа «Как готовят космонавтов» из книги А. Ткаченко «Летающие звезды». Рассматривание иллюстраций, вопросы по прочитанному.
Беседа на тему «Первый полет человека в космос» по книге А. Ткаченко «Летающие звезды» (о полете Юрия Алексеевича Гагарина; о первом выходе человека в открытый космос; о первой женщине-космонавте). Портреты космонавтов, рассматривание иллюстраций.
8. Дидактическая игра «Запуск ракеты». Обратный отсчет при запуске ракеты (дети открепляют листы с кружками, которыми закрыто изображение ракеты, в обратном порядке).
9. Опыт: «Почему игрушка движется?»
«Почему работает калькулятор, ведь в нем нет таких батареек, как в игрушке?» (о солнечных батареях).
Беседа на тему «Профессии спутников» (о том, для чего нужны искусственные спутники Земли; что есть у всех спутников) по книге А. Ткаченко «Летающие звезды».
10.- Ребятки, нам принесли модели планет, которые сделали родители с детьми. Для чего мы можем использовать эти модели?
Дети предлагают вылепить космические корабли и «запустить» их вокруг планеты.
Лепка космических кораблей для макета «спутники кружат над планетой».
11. Фантазирование на тему «Существуют ли инопланетяне?».
- Мы с вами прилетели на неизвестную планету. Придумайте, как она называется, и расскажите, как она выглядит. Нас встретили жители этой планеты. Как они могут выглядеть, и как они называются? Словесное фантазирование.
- Нарисуйте неведомую планету и ее обитателей.
12. Рефлексия «Нарисуй то, что тебе больше всего понравилось в наших беседах».
- Как сделать, чтобы все ваши рисунки оказались в одной картине?
Дети предлагают способы решения проблемы. Создание коллажа из детских рисунков.
13. - Для игры «Летает – не летает» нам нужны бумажные модели ракет. Мы сейчас конструкторы ракет. Придумайте, как сделать ракету из картона. Дети предлагают варианты, выбирают самый интересный.
Разметка ракеты, вырезание деталей.
«Сборка ракеты из вырезанных деталей».
14. Увидели у детей подготовительной группы много ракет, сложенных из бумаги. Спросили, как сложить ракету. Попробуем и мы, может, получится. Оригами «Ракета».
IV.Презентация продукта
Содержание: выставка рисунков и творческих работ; КВН.
1. Сбор материала для выставки в зале.
Придумывание названия команде для участия в КВН-не. Команда - «Звездный путь», девиз: «Вперед, к победе!»
2. Праздничный досуг – КВН, приуроченный ко Дню космонавтики.
V.Обобщающий этап
Содержание: итоговая беседа.
Итоговая беседа о том, что узнали, что сделали и что больше всего понравилось в нашем проекте.
Список используемой литературы
и музыкального сопровождения
1. Л. С. Кисилева «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» М. : АРКТИ, 2010.
2. Х. В. Сапцина «Космос» перевод с английского М. : РОСМЭН 2009.
3. А. Ткаченко «Летающие звезды» М. : Изд. Дом «Фома», 2013.
4. Т. А. Корнева «Космос» Детская энциклопедия с окошками М. : ООО Издательство «Эксмо», 2014.
5. Е. А. Гуричева «Космос» Самая первая энциклопедия М. : ЗАО «Росмэн-пресс», 2013.
6. А. Гришин «На космической станции» перевод с английского. СПб: ООО изд. Гр. «Азбука-Артикус», 2014.
7. www.ped-kopilka.ru
8. www.nsportal.ru
9. Музыкальное сопровождение: муз. О. Фельцмана, сл. Войновича «Гимн космонавтов»; муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был»; композиция Радиотранс «Космонавт».
Приложение.