светлана гребенюк
Природа как фактор эстетического воспитания дошкольников
«Природа как фактор эстетического развития детей дошкольного возраста».
ВВЕДЕНИЕ
Природа – источник ощущения прекрасного. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.
Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Публикация «Природа как фактор эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. "
Слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. д. Одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние природы на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить средства и методы эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение литературных источников, анализ педагогического опыта.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Теоретические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста
Идеи эстетического развития человека зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического развития и воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Эстетическое развитие детей от младшего к старшему дошкольному возрасту идет в различных направлениях: в области ощущений и восприятия — от различения контрастных красок, форм, звуков, к более тонкому восприятию и активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразию форм, поэтических созвучий.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos— имеющий отношение к чувственному восприятию) наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории, основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического.
Эстетическое восприятие — сложный познавательный процесс. В процессе восприятия ребенок под руководством взрослого совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат как бы практической проверкой образа, возникшего на основе непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
Эстетические чувства — сложное сочетание эмоциональных реакций. Это стимул к познанию детьми и овладению прекрасным в жизни и искусстве, мощный стимул к художественному творчеству. Ранние проявления эстетических чувств при восприятии красоты нередки. Исследователи фиксировали их уже в возрасте 2 лет. Первоначально эстетические чувства проявляются в переживании «светлой» радости при восприятии линий, красок, звуков; позже они выступают как результат воспитания и обучения, возникает художественная оценка.
Художественная оценка — система высказываний о воспринятом произведении искусства, содержащих в себе личное отношение к художественному произведению (В. И. Волков, З. Л. Подольская).
Эстетическое развитие — это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (Бубнова С. Ю., Гончарова Е. В. и др.).
Художественное образование —процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
В педагогическом словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [32, 451].
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Цель эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру,природе.
Каковы задачи и содержание эстетического развития и воспитания дошкольников?
Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:
активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия;
создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;
развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
развитие изобразительной деятельности.
Эстетическое воспитание включает :
- знание законов, по которым создаются произведения искусства;
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания :
- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т. к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
-больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
В современных условиях в детском саду целенаправленно ведут работу по эстетическому воспитанию дошкольников :
1. Систематически развивают восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщают детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
3. Формируют основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивают художественно-творческие способности детей.
Эстетическое воспитание тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой : красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.
Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы : темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т. д. ; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе : шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный материал.
Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т. д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Таким образом, чтобы эстетическое воспитание было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой. Задачи, которые воспитатель ставит, перед дошкольниками активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.
1.2. Природа как средство эстетического развития дошкольников.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения». Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. В системе морально-нравственного воспитания - воспитание любви к природе у дошкольников должно занимать одно из основных направлений. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, о труде и быте формируется совместно с художественным образом. Это единство позволяет развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческое воображение, укрепляет волю, стимулирует воспитание любви к природе.
Природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наиболее эффективна последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания. Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности. В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями. Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе.
Эстетическое воспитание легче осваивать, если вокруг много гармонии, есть чувство сопричастности к красоте. У дошкольников очень сильна природная любознательность, в процессе активного поиска, ребёнок расширяет рамки представлений о мире, познаёт пространственные и временные отношения, учится понимать причинно-следственные связи.
Групповые занятия в основном результат уже воспринятой информации ребенком. Поэтому воспитателю, как наставнику, следует показать ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребята подкармливают птиц зимой. Прекрасно, если они смогут узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. Так же нужно обратить внимание на небо, ведь оно чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно.
Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей. Наш Крым! Крым по праву можно называть «уникальным». На полуострове встречаются сразу три климатические зоны: умеренно-континентальный климат степей, горный пояс и субтропики южного побережья. Во-вторых, здесь произрастает огромное количество эндемичных растений и обитает много животных-эндемиков. В-третьих, на сравнительно небольшой территории (чуть более 26 тыс. кв. км) расположено около 50 соленых озер и протекает 257 рек. Флора Крымского полуострова очень необычна и своеобразна. Поражает ее многообразие. Так, на полуострове насчитывается свыше 2500 видов растений. Уникальность географического положения полуострова обусловила и своеобразие фауны. Открываются безграничные возможности для наблюдения за животными и птицами.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сочувствовать ему и стремиться помочь. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга.
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью. Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка.
Вывод : Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т. е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств. Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую воспитатель ставит, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Воспитать любовь к природе возможно только в системе: через чувства, основываясь на опыте и сознании, а также на наглядных примерах, должно вызывать положительные эмоции, формировать осознанность, расширять раннее полученные знания. И только тогда оно сможет привить бережное отношение к природе, её ресурсам и богатствам.