Людмила Ибрагимова
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов»
Методическая разработка
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры в музыкально - художественной деятельности.»
Март – 2017-2018 учебный год
Публикация «Методическая разработка „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры“» размещена в разделах
Музыкальный руководитель: ИбрагимоваЛА (высшая категория)
Пояснительная записка с кратким описанием решаемой проблемы :
Данная методическая разработка посвящена не проблеме ознакомления, а проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры в музыкально - художественной деятельности. Она отвечает на вопрос о том как можно работать над этой проблемой. Если музыкальный руководитель принял решение серьёзно заниматься этим, то он должен знать, что важно не только научить детей понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, её познание. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо у детей воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание нужно с младшего дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Моя работа в этом направлении может быть полезна всем тем музыкальным руководителям и педагогам, которые изо дня в день воспитывают в своих детях любовь и глубокое уважение к природе. родному краю. окружающему нас миру. Думаю, что она может способствовать развитию творческого потенциала музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений для создания условий музыкально-образовательной деятельности воспитанников и способствовать повышению их профессионального уровня.
Цель: обобщение собственного опыта, определение методов, средств, форм использования музыки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в формировании основ экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста средствами музыки.
-Воспитать любовь к природе у детей дошкольного возраста через музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности.
-Развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры. ,фольклора.
-Научить выражать собственное отношение к миру, музыкально-художественным образам.
-Воспитать у детей старшего дошкольного возраста стремление к активной деятельности и творчеству
Для успешной работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности, музыкальный руководитель должен грамотно спланировать свою работу в трех направлениях:
1-Работа с детьми;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями.
Можно выделить три основных направления реализации педагогической работы музыкального руководителя по формированию экологической культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
1. Работа с детьми.
Задачи:
- Расширять музыкальные впечатления детей;
- Формировать у детей познавательные процессы;
- Воспитывать доброе начало и бережное отношение к окружающей действительности;
- Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности;
Ведущие формы :
Традиционные:
- Непосредственно образовательная музыкально-художественная деятельность;
- Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми;
- Праздники и развлечения;
- Самостоятельная музыкальная деятельность;
- Музыка в повседневной жизни;
- Театральные постановки и спектакли;
Нетрадиционные:
- Интегрированные занятия;
- Доминантные занятия;
- Тематические занятия;
- Восприятие музыки в живом исполнении;
- Музыкальные гостиные;
- Музыкально-тематические вечера;
2. Работа с родителями.
Задачи:
- Повышение экологической компетентности родителей;
- Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи средствами музыки;
- Включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущие формы :
- Анкетирование;
- Беседы;
- Семинары;
- Консультации;
- Мастер-классы;
- Памятки;
- Круглые столы;
-Родительские собрания (общие и групповые);
- Выпуск информационных бюллетеней;
- Оформление фото - выставок, информационных стендов;
- Музыкально-игровые программы;
- Экологический КВН;
- Мастер-классы;
-Тематические мероприятия.
3. Работа с педагогами.
Задачи:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию экологической культуры личности средствами музыки
Ведущие формы :
- Анкетирование;
- Консультации;
- Семинары;
- Мастер-классы;
- Круглые столы;
Правильно подобранные методы и приёмы помогли детям более глубоко и осознанно работать вместе со мной, другими педагогами, родителями над проблемой по формированию у них экологической культуры в музыкально-художественной деятельности.
Методы и приёмы, которые можно использовать в своей работе :
-Наглядный (наглядно-зрительные,тактильно-мышечные,наглядно-слуховые)
-Информационно--рецептивный (совместная деятельность педагога и ребёнка)
-Репродуктивный (уточнение и воспроизведение известных действий по образцу)
-Практический (совместные и интонационные движения)
-Словесный (краткое и одновременное описание и объяснение речевых упражнений-артикуляционных с модуляцией голоса)
-Игровой (использование сюжета игр для организации детской музыкальной деятельности)
-Исследовательский (самостоятельное придумывание танцевальных и игровых упражнений)
-Метод показа (разучивание всего нового музыкальный руководитель и педагоги предваряет точным показом)
-Импровизационный метод (позволяет подводить детей к возможности свободного, непринуждённого движения. Такого как подсказывает музыка, Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность,Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребёнка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения)
-Метод релаксации (позволяет детям расслабить мышцы лица, освободиться от негативных эмоций,зарядиться положительной энергией)
-Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) эффективно использовать в метро- ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям прочувствовать пульсацию музыки и и её ритмический рисунок)
-Концентрический метод (заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определённых знаний, танцевальных композиций, вновь возвращается к проведённому, но с усложнением)
-Метод ретроспективы (вспомнить ранее известный музыкальный материал)
В качестве примера хочу представить вашему вниманию свою модель образовательной деятельности на текущий месяц данного учебного года для детей старшего дошкольного возраста. В ней наглядно представлена моя работа по данной проблеме.
Модель образовательной деятельности музыкального руководителя по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности на учебный год.
Май (Три недели) :
Цикл образовательной деятельности по теме: «Цветы и насекомые»
Репертуар
Слушание: «Бабочка» А. Майкапара, «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
Упражнение для голоса: «Стрекоза» русская народная попевка;
Пение: «Подснежник, музыка Т. Панченко, слова А. Мирясовой;
«Ромашки и букашки», И. Сударевой;
МРД: танцевальная импровизация «Подснежник» (музыка П. Чайковского «Подснежник»,
«Танец мотыльков, музыка И. Баха «Шутка»,
Инсценировка «Волшебный мир насекомых» (муравьи, майские жуки)
Пластический этюд по мотивам природы : «Розы» Зарицкой Е
ДМИ: русская народная песня «Как у наших у ворот»
Четвё ртая неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей по экологическому воспитанию
Итоговое мероприятие
НОД «Путешествие по временам года» (тематическое)
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Педагоги
Разработать и провести консультацию «Влияние фольклорно-экологических занятий на ребёнка старшего дошкольного возраста»
Провести семейный КВН «В союзе с природой». Придумать вместе с детьми викторину и кроссворд в занимательно-игровой форме.
Родители
Оформить папку – передвижку «Экология в музыке». Принять активное участие в заключительном экологическом празднике «Живёт повсюду красота» ( Роли: Матушки Волги, .Солнца, Мамы Тучки, Папы Грома, Хулиганов--папы, Госпожи Мусорки—самостоятельно сделать костюмы вместе с детьми из бросового материала)
Вся реализуемая деятельность направлена на формирование ценностного отношения к окружающей действительности, духовных и нравственных ценностей, художественного восприятия, интереса и любви к музыке.
Список используемой литературы:
--Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.
--Куликовская И. Э. Технология интегрированного праздника. - М. : Учитель, 2003.
--Куревина О. А. Синтез искусств. - М., 2003.
--Легасти де Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 2000.
---Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М. : Айрис Пресс, 2003.
--Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. - Санкт-Петербург: Акцидент, 1998.
--Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. - М., 2004.
--Немов Р. С. Психология. Книга 1.2 - М. : Владос, 1998.
--Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 2001.
--Нравственное экологическое детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие по организации экологического воспитания в ДОУ Часть 1.2,3 - Курган, 1998.
---Чирков Т. И. Психолог в материнской школе. - Нижний Новгород, 1998.
---Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. - М., 2004.
---Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
--Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. –
--Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.
--Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы М. : Центр педагогического образования, 2008.
---Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008
--Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006. –
Статьи из журналов :
--Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005
--Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.
--Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009.
---Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания Дошкольное воспитание. – 2004
Экологические игры :
-Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1
--Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006.
-Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. -
--Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002
--Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008