Папки-передвижки

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Серебрякова
Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города разнообразный мусор: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада, конфет; пакеты и. т. д. Всё это нарушает экологию. Это зависит напрямую от воспитания и культуры человека. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой. Это ближайшее окружение наших воспитанников : дом и детский сад, там они и приобретают первые навыки в этой области. Поэтому на сегодняшний день - это проблема. Сегодня в дошкольном образовании экологическая составляющая должна занимать одно из первостепенных мест. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит наших воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия.

Публикация «Консультация „Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность проблемы: Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало). Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Цель: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством творческой деятельности с использованием бытового и природного материала.  

Задачи:

1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека

2. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

3. Учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

4. Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Глава 1

Воспитание экологической культуры посредством использования бросового материала.

Воспитание экологической культуры было решено осуществлять посредством использования бросового и бытового материала с привлечением родителей к данной работе.

Конструирование из бросового материла - это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из-под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать поделку или полезную для дома вещь. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Воспитывает потребность в созидании, творчестве.

На занятиях у детей формируется общее представление о ненужных вещах, коробках, катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившемся в отходы, как «бросовый» материал, который может быть использован в конструировании, знания об инструментах, безопасного обращения с ним простейших способах утилизации отходов, доступные старшим дошкольникам. В своей практике мы постоянно используем конструирование из бросового материала. Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине изделия – шедевры.

Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что создавая различные изделия, мы даём вторую жизнь бросовому материалу, тем самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, но и решать целый комплекс задач:

- развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей – ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные материалы: картон, бумага, пластик;

- учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать бережное отношение к природе и т. д.

Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения к экологической культуре реализуем не только на занятиях, но и в повседневной досуговой деятельности. Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Многие родители слышали о проблемах загрязнения окружающей среды, но считают, что лично их детей эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражаются на их поведении. Поэтому необходимо привлекать внимание родителей к проблемам загрязнения, подчеркивая тесную связь состояния нашего здоровья и безответственного, неграмотного поведения в повседневной жизни.

Работа с родителями  может быть построена следующим образом:

1. Экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п. ;

2. Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Важно объяснить родителям детей, что знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Выводы по главе 1

В результате работы с бросовым и бытовым материалом удается воспитать у детей практичность, приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу, сформировать гуманное и ответственное отношение к природе. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе. В процессе решения задач по экологическому воспитанию можно воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Глава 2

2.1 Осуществление этапов изготовления поделки с целью экологического воспитания детей.

Идея создания данной поделки появилась в ходе беседы с детьми на тему необходимости и важности охраны природы. Беседа проходила после теплых октябрьских выходных дней. Многие ребята выезжали с родителями на природу. Воспитанники стали один за другим с эмоциями делиться впечатлениями от увиденного и большинство ребят отметили, как много мусора оставляют люди на месте отдыха, что человек загрязняет природу не только на отдыхе, но и строит заводы, от которых идет дым, загрязняющий воздух, также отметили, что родители рассказали им, что от крупных предприятий грязная вода попадает прямо в реки. Дети стали задавать вопросы «Как мусор может испортить воду?», «А как же живется жителям рек в такой загрязненной воде?», «Как можно использовать бытовые отходы?» и многие другие подобные вопросы. Было решено совместно с родителями организовать такую работу, которая была бы направлена на экологическое воспитание детей. Работа осуществлялась в три этапа:

Организационный

Данный этап был направлен на привлечение внимания детей к проблеме экологических нарушений и их последствий в природе человеком. Осуществлялся он посредством бесед в группе во время проведения экологических занятий, рассматривания соответствующих поставленной тематике картин, а также посредством прогулок родителей с детьми к местам отдыха человека на природе.

2. Мотивационный

Данный этап проходил посредством беседы о том, какие вещи можно сделать своими руками при помощи природного материала и бытовых отходов. А так как идей было множество, то родителям совместно с детьми было предложено изготовить поделку из природного материала и бытовых отходов, при помощи которой была бы отражена экологическая проблема, возникшая по вине человека. Идеи одна за другой стали появляться у детей. Наиболее наглядная и интересная поделка была предложена к выполнению воспитанницей нашей группы совместно с родителями. Поделке была дана тематика «Я - река! Не губите меня!»

Практический

За основу была взята крышка от коробки из - под обуви, далее фетром мы застелили дно коробки, имитируя почву. Гуашью была изображена река. Далее из коробки сока мы сделали макет завода с трубами, из которых «валит» дым, а из трубочек мы сделали «сточные» трубы, из которых выливаются грязные и ядовитые воды в реку. Сточные воды изобразили с помощью ниток. Фон природы сымитировали камнями и ветками. Внимание на результат деятельности человека привлекли скелетами рыб, сделанными из бумаги и зубочисток. В поделке явно выражена тема влияния человека на загрязнение окружающей среды.

2.2 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Во время работы мы достигли цели и задач, которые ставили перед собой:

— расширили знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

— сформировали представления о целесообразности вторичного использования бытовых отходов и природного материала;

— усовершенствовали умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— привлекли родителей в совместную деятельность с  ребенком в условиях семьи и детского сада;

— научили выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

— развили воображение, умения реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства. Наступил век нанотехнологий и информатизации. Обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с целью экологического воспитания посредством применения бросового природного и бытового материала. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с нетрадиционными материалами дает им возможность проявить терпение, фантазию и вкус.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете - ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Приобщение ребенка к прекрасному, к защите и охране природы через работу с бытовым и природным материалом является простым и доступным всем способом.

Список использованной литературы:

Давыдова Г. И. «Поделки из бросового материала» 2012;

Зебзеева В. А. «Развитие элементарных естественно-научных

представлений и экологической культуры детей»2009;

Зенина Т. А. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003;

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском

саду»2001;

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002; Полозова Е. В. «Развивающие тренажёры из бросового материала» 2011

Полозова Е. В. «Развивающие тренажёры из бросового материала» 2011

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000;

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО 2012;

Публикации по теме:

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Тема: «Воспитание экологической.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Консультация для воспитателей «Игра, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Представление педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга».

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 08:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Серебрякова (УИ 1352278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД