Приложение МААМ

Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду

Татьяна Жгулева
Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ детский сад «Солнышко» пгт Арбаж Кировской области Жгулевой Татьяны Ивановны

по теме: «Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду как способ формирования личности».

Темочки:

Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который определяет содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Актуальность:

Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство – ответственный период, когда закладываются основы правильного отношения к труду. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника, а в дальнейшем - условием его успешной социализации. Изучив литературу, отражающую данную проблему, сделала вывод: образовательная программа предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых, но в очень ограниченных пределах.

Наблюдая за профессиональным выбором моих бывших воспитанников в старших классах, их самоопределением, я видела большие затруднения или неудачный выбор, который влиял на их дальнейшую жизнь. Почему такое происходит? Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения, …. Мне кажется, что знакомство с профессиями, выявление склонностей ребенка к тому или иному виду деятельности нужно начинать с дошкольного возраста. В ходе бесед с детьми, было выявлено, что знания детей о профессиях носят отрывочный, бессистемный характер.

СЛаЙД методика

С целью выявления уровня представлений детей о труде взрослых, мною было проведено педагогическое обследование детей. За основу была взята Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик. «Представления о труде взрослых». Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:слайд

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик.

В результате прослеживаются три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

У меня получились следующие результаты обследования СЛАЙД

Результаты показали, что в большинстве случаев дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, не осознают их социальную значимость, ценность профессии, не выделяют результат труда. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий.

Итак, проблема – слабые знания детей о трудовой сфере и как следствие трудности самоопределения

Цель создать условия для формирования позитивных установок к различным видам труда, формировать представления об общественной значимости труда людей.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о разных профессиях, значимости трудовой профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

2. Развивать у детей интерес к труду и желание трудиться

3. Воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам, игрушкам, как результату труда взрослых.

В отечественной психолого-педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Это в первую очередь работы Веры Иосифовны Логиновой, СЛАЙД. Неверович, О. И. Соловьева, В. А. Фролова, В. И. Глотова

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде и профессиях придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей — ставится в образовательной программе.

Решение этой задачи предусмотрено двумя путями:

• через ознакомление детей с трудом взрослых и

• непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании и развитии интегративных качеств личности дошкольника. В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас, формируется личность.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом образовательные задачи решаются через различные виды деятельности. СЛАЙД

1. совместная деятельность взрослого с детьми в т. ч.

а)непосредственно образовательная деятельность

б)образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов

2. самостоятельная деятельность детей

3. взаимодействие с семьями воспитанников

4. организация взаимодействия с учреждениями социума

Работу осуществляю согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования по всем образовательным областям:

1. социально-коммуникативное развитие

2. речевое развитие

3. познавательное развитие

4. художественно эстетическое

5. физическое развитие.

Все эти направления позволяют знакомить с профессиями, трудом взрослых, прививать трудовые навыки.

1совместная деятельность взрослого с детьми возможна в форме непосредственно образовательной деятельности, которая строится в соответствии с образовательной программой дошкольного отделения, составленной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. ,Комаровой Т. С. ,Васильевой М. А. и осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.

Образовательная программа предусматривает в зависимости от возраста задачи и темы образовательной деятельности они усложняются, детализируются, меняются формы работы.

Задачи Области Темы НОД Форма НОД

Младшая Формировать положительное отношение к труду взрослых 1. социально-коммуникативное развитие

2. Речевое развитие

3. познавательное развитие

Знакомство с трудом помощника воспитателя Беседа

Наблюдение

игра

Средняя Знакомить с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда, формировать интерес к профессиям родителей социально-коммуникативное развитие

2. Речевое развитие

познавательное развитие

художественно эстетическое –

«Моя мама – библиотекарь» «Мой папа – строитель» и др Беседа

Наблюдения экскурсия дидакт и наст игры

Старшая Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека, чувство благодарности людям за труд социально-коммуникативное развитие

2. Речевое развитие

познавательное развитие

художественно эстетическое –

Физическое парикмахерская, магазин, почта

Врач

Строитель

Пожарный Беседа

Наблюдения экскурсия дидакт

и наст игры

Сюжетно-ролевые игры

Праздник

Подготовительная Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой поселка Магазин

Овощной магазин

Магазин продуктов

Магазин одежды

Врач детский врач ветеринар.

Строитель

Каменщик

плотник

Беседа

Наблюдения экскурсия дидакт и наст игры

Сюжетно-ролевые игры

Праздник

Поскольку дошкольное образование переходит на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт то меняются требования к нашей деятельности, к результатам работы. В этих условиях мне показалось важным систематизировать накопленный материал, привести его в соответствии с требованиями стандарта и продумать формы образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с профессиями. Создана методическая копилка разработанных мероприятий для разных возрастов. Систематизацию и методическую копилку считаю моей личной инновацией.

Большое внимание при ознакомлении с профессиями и трудом разных людей я уделяю такой форме, как экскурсии на предприятия и в организации. Расскажу об этом чуть позже.

Важной формой деятельности является наблюдение за трудом взрослых, во время которого уточняются представления детей о профессиях, пробуждается любознательность, интерес к деятельности взрослых, что способствует выработке уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращаю внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

Ещё одна форма образовательной деятельности – дидактические игры. Дидактические и настольно- печатные игры позволяют расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых, устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Примеры игр, которые я использую в работе вы видите на слайде.

Еще одной формой образовательной деятельности являются опыт и эксперимент. Они чаще используются в старшей и подготовительной группе и позволяют формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Каждый год в нашем детском саду дошкольном отделении проходит смотр-конкурс под названием: "Огород на окне". Каждый педагог, совместно с детьми и родителями, высеивают семена, наблюдают за их ростом, дети контролируют рост, наблюдают, делают зарисовки. Растения подбираем разные и клубневые и те, которые прорастают из семян. Это делается для того, чтобы дети могли видеть разницу. В уголке природы ближе к весне ставим ветки сирени и наблюдаем за распусканием листьев, проращиваем лук.

Еще одним видом совместной деятельности взрослого с детьми являются режимные моменты.

В ходе режимных моментов рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу о труде и профессиях, встречаемся с людьми разных профессий.

В утренние и вечерние часы провожу с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Почему болят зубы?», «Мы — помощники в группе», «Как овощи попадают в детский сад?» и др. Дети рассказывают, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д.

Любимая и самая распространенная самостоятельная деятельность детей это сюжетно-ролевые игры.

В самостоятельной деятельности дети организуют сюжетно-ролевые игры, в этих игр ребята закрепляют знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Выбирая виды деятельности, учитываю возраст воспитанников.

Углублению представлений о труде взрослых способствует изобразительная деятельность дошкольников. Дети младшего возраста ещё не могут изобразить взрослого человека в процессе труда, но им вполне доступно изображение отдельных орудий труда людей тех профессий, с которыми их знакомили. Так, после ознакомления с трудом помощника воспитателя у детей появлялось желание на «столе» - т. е. листе бумаги, красиво, «расставить» - т. е. нарисовать тарелки, «испечь» - слепить булочки, как это делает повар, наклеить «Витаминки» для любимых игрушек на занятии по аппликации.

4. взаимодействие с семьями воспитанников

Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых и организации самостоятельной деятельности является организация развивающей предметной среды. Родители оказывают помощь в пополнении уголка сюжетно-ролевых игр.

Для родителей я провела родительское собрание на тему «Формирование основ нравственного отношения к профессиям людей и бережного отношения к результатам труда взрослых», консультации: «Я сам!», «Учите детей быть полезными».

5. организация взаимодействия с учреждениями социума

Экскурсия - одна из самых эффективных форм работы. Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, но подготовка и проведение экскурсии – процесс трудоемкий, сложный в организационном плане, поэтому они не часты в детских садах. Я отвожу этой форме работы значительное время. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся следующие экскурсии и беседы: Для детей средней группы организованы экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, пищеблок. Старшая группа побывала на почте, в аптеке, библиотеке, магазине, сбербанке. Подготовительная группа посетила пожарную часть, ферму. Перед экскурсией заранее договариваюсь о времени посещения, о том, с чем детей познакомят, расскажут, какое оборудование используют, для чего оно предназначено.

Была проведены экскурсии на хлебозавод, где дошколята с удовольствием посмотрели работу пекарей, процесс приготовления хлеба. Детей угощали свежей выпечкой. На ферму выезжали в другой населенный пункт и это было целое путешествие.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Еще один способ привития трудовых навыков - непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. Слайд

В конце года провела новое исследование. Результаты меня порадовали.

В результате прослеживаются изменения в уровнях развития представлений о труде взрослых и процессе его организации

Труд развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия. Трудовое воспитание помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью своих родных, близких и знакомых. А это помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе.

И это можно считать качественными результатами моей работы.

Публикации по теме:

Формирование основ уважительного отношения к труду русских умельцев Цель: Формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры. Задачи:.

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности. Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это.

Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности» Вторая региональная конференция с международным участием «ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ: ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТИ» Доклад на тему:.

Перспективно-тематическое планирование «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых» во второй младшей группе Задачи 1. Сформировать у детей младшего дошкольного возраста положительное отношение к труду. 2. Знакомить с трудом взрослых, сформировать.

Перспективно-тематическое планирование «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых» в средней группе Задачи: 1. Продолжать формировать, у детей младшего дошкольного возраста положительное отношение к труду. 2. Продолжать учить выполнять.

Подвижная игра, как средство формирования эмоционально-положительного отношения дошкольников к природе Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования.

Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 1 Знакомимся с профессиями: авиадиспетчер, водолаз, дрессировщик, изобретатель, каскадёр, лесник, парфюмер, столяр, учёный часть1 У ребёнка.

Воспитание гуманного отношения у дошкольников ко всему живому через проектную деятельность Как нам всем известно дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий.

Воспитание у детей интереса и положительного отношения к труду Важным воспитательным средством в жизни ребёнка, является посильный труд, который удовлетворяет его потребности и интересы. Главной задачей.

Фотоотчет «Знакомство с профессиями»Фотоотчет «Знакомство с профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Мне захотелось знакомство с профессиями представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 13:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жгулева (УИ 1814775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД