Надежда Петровна Симоненко
Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей и воображения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Публикация «Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей и воображения детей» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребёнок не только не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
В процессе аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют : занятия разного вида художественной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании и нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, используемый и ныне многими народами.
Известны такие формы (виды и техники) аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др.
Развитие аппликации как особого вида художественного творчества шло от изображения элементов украшений на предметах одежды до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. В связи с этим уделяется большое внимание авторской позиции, т. е. отношению автора к своему произведению, признанию себя как создателя. В творческом процессе такая позиция является необходимой: она способствует осознанию самооценки своей работы и повышению общей самооценки ребёнка.
Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации (коллажа).
Задачи:
Образовательные:
- вызвать интерес детей к созданию художественной аппликации (коллажа);
научить детей использовать в художественной аппликации новые нетрадиционные способы работы с материалами;
обогащать представления воспитанников об окружающем мире;
расширять словарный запас.
Развивающие :
развивать творческие способности, воображение;
развивать речь детей через чтение стихов в сопровождении с движением рук и пальцев;
развивать мелкую моторику рук (координацию движений пальцев рук, укрепление мышц кистей рук);
развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к предметам как к результатам своего труда и труда товарищей;
воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца;
воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы с детьми
занятия совместная
деятельность самостоятельная
деятельность
изучаемые приёмы работы с материалами знакомство с материалом и способом его использования;
применение приёма при выполнении работ. работа в изо-уголке;
выставки работ;
обсуждение работ.
Художественная аппликация – адекватный вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей дошкольного возраста, Работа над аппликацией развивает у детей навыки коллективного творчества, усидчивость, терпение, трудолюбие, зрительно-моторные координации.
Согласно высказыванию И. П. Павлова «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых „центров” в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия аппликацией позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений использую разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, использую разнообразные приёмы, при выполнении которых у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Это:
• пальчиковые гимнастики;
• показ при помощи рук различных изображений („стул, очки, грибок, зайчик, мышка” и т. д., которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;
• конструирование из счётных палочек, это интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письма;
• лепка из пластилина;
• набор мозаичных композиций (пазл, мелкой мозаики);
• нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
• сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
• завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
• перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы, орешки и др.);
• игры с песком: отпечатки ладоней на мокром песке, глубокое погружение рук в чистый сухой песок, просеивание песка между ладонями, рисование на песке и др. ;
• выкладывание узоров из мелких камушков.
Список литературы:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». М. , : ТЦ Сфера, 2008 г.
2. Журналы:
• «Дошкольное воспитание»
• «Дошкольная педагогика»
• «Обруч»
• «Ребёнок в детском саду»
3. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». М. : «Линка – Пресс», 2007 г.
4. «Материалы и оборудование для детского сада» «Линка – Пресс», 2004 г. (приложение к журналу «Обруч»).
5. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой М. : «ТЦ Сфера», 2003 г.
6. Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» М., «Педагогическое общество России», 2007 г.
7. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», М. : «Линка – Пресс», 2004 г.
План-программа на сентябрь месяц.
Тема «Дары осени».
Наблюдения Рассматривание картин и иллюстраций природы осенью, осенних садов.
Рассматривание яблони; плодов – определить форму, цвет.
Рассматривание других деревьев в саду.
Игровая деятельность Хороводная игра «Здравствуй, осень…»
Пальчиковые игры: «Мы весной сажали сад…»
«Подбери цвет и оттенок» - закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов.
Изобразительная деятельность «Ваза с фруктами» (бумагопластика, 2 занятия) – учить лепить из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы; передавать особенности формы фруктов; учить композиционному решению на листе бумаги. Учить находить новое применение известным материалам, дополнять работу деталями (рамка из макарон).
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. Рассматривание репродукций картин Ван Гога «Корзина с яблоками», М. Кончаловского «Поднос и овощи», предметных картинок на тему «Овощи, сад».
Чтение художественной литературы. Яблоко.
Яблоко спелое, красное,
сладкое,
Яблоко хрусткое с кожицей
гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко
с другом своим разделю.
Я. Аким
В. Волина
«Прекрасен наш осенний сад.
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки, и яблоки, и груши.
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём и всех соседей позовём.
Три яблока из сада ёжик притащил.
И самое румяное он белке подарил».
Работа с родителями. Вовлечение родителей в процесс всестороннего развития ребёнка (проигрывание пальчиковых гимнастик дома, рассматривание осенних садов в деревнях).
План-программа на октябрь месяц.
Тема «Золотая осень».
Наблюдения Наблюдать на прогулке за небом, обращать внимание на окраску, наличие облаков, солнца, описывать характерные особенности осеннего неба. Наблюдать за дождём, листопадом, обращать внимание на то, как кружатся листочки, беседовать о причинах листопада, закреплять знание названий деревьев.
Игровая деятельность Хороводная игра «Здравствуй, осень…»
Пальчиковые игры: «У дерева ствол…»
Игры на координацию слова с движением: «Берёзка», «Осень».
Игры с предметами: «Нитяные узоры», «Пальцеход».
Изобразительная деятельность «Золотая осень» (коллаж, 3 занятия) – учить детей передавать краски осени с помощью акварели, учить рисовать деревья восковыми карандашами +учить рисовать акварелью по-сырому; учить рисовать крону деревьев мятой бумагой; учить созданию коллажа с помощью цветного поролона.
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. Рассматривание репродукций картин И. Остроухова «Золотая осень», И. Левитана «Золотая осень»
Чтение художественной литературы. М. Садовский «Осень».
З. Федоровская
«Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
В пурпуре осинки, только дуб зелёный».